Религиозная политика Августа

      Реставрационные тенденции в той или иной степени характерны и для литературы и для исторических произведений, но особенно заметны они в религии.

      В конце Республики высшие классы римского общества относились индиферентно или даже скептически к вопросам религии. За время гражданских войн произошла своеобразная реакция, нашедшая отражение в религиозных реформах Августа. Август реставрирует старые храмы и строит новые. Восстанавливаются старинные обычаи и празднества. В религиозной жизни большое значение приобретают различные коллегии, возникновение которых относится к седой старине. Стараниями Августа замещались такие религиозные магистратуры, которые по различным причинам оставались вакантными в течение долгого времени.

      Для римской религиозной жизни с давних времён характерно было проникновение различных восточных культов. Особенно много сторонников их было среди низших и средних классов населения. Август отдавал должное греческим божествам и старым греческим религиозным обычаям, но отрицательно относился к восточным культам. Было запрещено, например, в пределах городской черты воздвигать храмы, посвященные египетским богам.


      Религиозно-реформаторская деятельность Августа преследовала не только одни реставрационные цели. Необходимо было религиозное обоснование нового политического строя, религиозная его санкция. Большим, чем прежде, почётом пользуются божества, покровительствующие роду Юлиев, — Марс, Аполлон и Венера. Отроятся храмы и создаётся культ таких божеств, как «Августов мир» (Pax Augusta), «Фортуна возвращения [Августа]» и т. д. Вместе с тем пропагандируется мысль о религиозном обновлении, наступлении нового века. Наиболее яркое отражение нашло это в так называемых секулярных играх, справлявшихся в 17 г. до н. э.

      Представление о веке как о времени жизни поколения одновременно родившихся людей восходит к этрусским верованиям. Секулярные игры с давних времён справлялись приблизительно через каждые сто лет, но в конце Республики срок этого торжества совпал со временем борьбы между Цезарем и Помпеем, и игры не устраивались. Август воспользовался этим, и путём всяких натяжек было определено, что игры следует справить в 17 г. Торжества продолжались три дня и отличались исключительной пышностью. В последний день торжественное богослужение совершалось на Палатине, где находился дворец самого Августа.

      После жертвоприношения Аполлону и Диане хор юношей и девушек пел гимн, сочинённый поэтом Горацием. В гимне прославлялось величие Рима, лучшего на земле города, в нём говорилось о наступлении нового века, знаменующего торжество лучших человеческих качеств — верности, чести, стыда и доблести. В гимне восхвалялась внешняя и внутренняя политика Августа.

      После смерти Лепида, бывшего триумвира, который носил сан великого понтифика, Август был торжественно избран на эту должность (12 г. до н. э.) и стал, таким образом, признанным главой римской религии.

      Опыт и пример эллинистических монархий оказал несомненное воздействие и на официальную идеологию Римской империи. В Риме и Италии почитался гений Августа, изображение которого помещается вместе с наиболее чтимыми семейными божествами — ларами. Кроме того, центром каждого района города Рима была часовня, посвященная ларам, среди которых находился и гений Августа. За культом ларов следили особые, ежегодно избираемые магистры.

      Особое значение приобретает императорский культ в провинциях. Верность Августу скреплялась особой клятвой, образец которой найден в Пафлагонии на месте города Гангры. Присягающий клянётся Зевсом, землёй, солнцем и самим Августом делать только доброе Августу и его потомству и призывает на свою голову всякие несчастия, если преступит этот обет. В эллинизированных областях культ императора был продолжением вековых традиций; на Западе он получил широкое распространение и являлся выражением лояльности местных жителей.


      Архитектура и изобразительные искусства развивались при Августе в том же направлении, что и поэзия. Рим был заново отстроен, из кирпичного, по словам древних историков, он превратился в мраморный. Новые архитектурные сооружения и памятники искусства должны были свидетельствовать о римском величии, наступившем мире и благополучии, о возвращении к добрым обычаям предков, о заслугах самого принцепса, первого гражданина и сына божественного Юлия.

      Главным помощником Августа являлся Агриппа, с именем которого связан ряд монументальных построек. Августом был построен театр, названный им в честь своего племянника театром Марцелла; он реставрировал и облицевал мрамором театр Помпея. Агриппа провёл водопровод, соорудил великолепные термы, возвёл обширный по своим размерам Пантеон — храм, посвященный богам — покровителям рода Юлиев.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *