Рабы в Римской Империи в IV и Vвв. н. э. Христианская церковь

      Данных о количестве рабов в то время и об основных источниках рабства имеется мало. Несомненно, что рабство сохраняло своё значение и в эпоху поздней Империи. Поскольку пленные большей частью не продавались, как прежде, с аукциона, а расселялись по провинциям на положении колонов, рабы становились дороже, их меньше выводилось на рынок.

      Система вывода рабов на пекулий нашла широкое распространение. В сельском хозяйстве положение рабов, посаженных на землю, сближалось с колонами. Закон запрещал их продавать без земли. Правительство оказывало покровительство рабам, продолжая в этом отношении те принципы, какими руководствовалось законодательство о рабах II в. Император Константин окончательно отнял у господ право казнить своих рабов; кроме того, было запрещено путём продажи отделять детей рабов от их родителей, брата от сестры, жену от мужа.


      Законодательство признало законным отпуск на волю рабов в церкви в присутствии епископа и верующих, если же господин был духовным лицом, он мог отпускать на волю своих рабов, заявив об этом в церкви или своим друзьям на смертном одре.

      Христианская церковь и её роль в социальной жизни Империи

      Церковь после признания её государством стала мощной социальной силой. Государство признало христианство не только равноправной, но и единственной истинной религией, обязательной для всего населения. Язычникам, еретикам и отступникам грозили суровые наказания.

      Последняя борьба христианства с язычеством

      Но старые религии ещё оставались. Особенно много их приверженцев было среди сенаторской аристократии и среди крестьянства. Начиная с 381 г., со времён Грациана и Феодосия, было издано много строгих распоряжений против язычников.

      Чиновничество неохотно выполняло эти распоряжения правительства и смотрело сквозь пальцы на то, что где-нибудь в глухих местах поклонялись старым богам.

      Нужно заметить, что религиозные вопросы в жизни людей IV и особенно V в. играли большую роль. Примеры Юлиана и позднее, императора Евгения показывают, что язычество имело ещё много сторонников, тайных и явных. В IV и V вв. не потеряли своего значения и восточные культы, особенно религия Митры оставалась ещё опасным конкурентом христианства.

      Роль епископов

      Независимо от правительственной санкции и строгих законов христианство стало господствующей религией. По сравнению с III в. число христиан и христианских общин значительно увеличилось. В каждом городе был епископ; особое значение приобрели епископы крупных центров. Официальная церковь поддерживала и освящала порядки Империи. У императоров мы находим вполне определённые теократические тенденции. Однако превратить епископов в чиновников Империи не удалось. В отдельных случаях церковные иерархи в целях завоевания авторитета среди широких масс населения выступают с протестом против тех или иных поступков императоров.

      По преданию, Амвросий Медиоланский наложил на Феодосия Великого эпитимию (церковное наказание) за суровую расправу его во время беспорядков в Фессалониках. Иоанн Златоуст своими проповедями в Константинополе вызвал недовольство жены императора Аркадия Евдоксии и кончил свою жизнь в ссылке и т. п.

      Борьба внутри церкви и монашество

      Официальная церковь была далека от суровой жизни и евавгельской бедности. Церковное имущество, полученное по вкладам, завещаниям и иными путями, разрасталось. Церкви принадлежали земли, на которых сидели колоны. Известная часть доходов шла на благотворительность, но большая часть церковных средств тратилась на содержание многочисленного духовенства.

      Церковь защищала интересы господствующих классов. Однако наряду с официальной «богатой церковью» существовала оппозиционная «бедная церковь», которая выступала с теми или иными отвлечёнными богословскими положениями или правилами дисциплины, отличными от принятых в господствующей церкви, и тем самым выражала протест той части верующих, которая была недовольна ростом церковного имущества и защитой интересов господствующих классов. Наиболее радикальным течением было движение агонистиков.

      Но и внутри официальной церкви появилось аскетическое течение, импонировавшее тем группам христиан, которые были недовольны ростом церковного богатства и вмешательством духовенства в светские дела.

      Аскетизм присущ был в известной мере всему христианству с самого момента возникновения новой религии, крайними же проповедниками его были представители некоторых гностических сект ещё во II в. Особые объединения, ставившие своей целью обособление от общества, от мира, возникли в конце III вв — IV вв. Появились они в Египте, где издавна существовало отшельничество при храмах Сераписа. Египетские отшельники и были предшественниками христианских монахов.

      Почти одновременно появилось монашество в Сирии и Палестине. Первоначально монахи были независимы от церковной иерархии, но потом они были подчинены епископу. Монашество получило широкое распространение. Представители господствующей церкви стремились использовать монашество в борьбе против ересей, в борьбе с язычниками и т. д. Особенно широко практиковалось это в Египте. Епископ Кирилл Александрийский не раз устраивал настоящие нападения монахов на своих религиозных противников.


      Монашество распространилось по всему Востоку. Споры по вероисповедным вопросам вследствие вмешательства монахов отличались фанатизмом и переходили в настоящие столкновения. Монахи пользовались популярностью среди низших слоев населения, а подражание им вызывало неодобрение правительства. Император Валент, например, издал закон, который обязывал монахов исполнять воинскую повинность, Феодосий запретил им жительство в городах, но распоряжения правительства не оказали существенного влияния на судьбу монашества. На запад Империи монашество занёс александрийский епископ Афанасий, когда был там в ссылке. Распространению монашества способствовали Амвросий, епископ Медиоланский, и Августин, епископ Гиппонский (в Африке).

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *