Публий Овидий Назон

      Младшим поэтом эпохи Августа был Публий Овидий Назон.

      Он происходил из старого всаднического рода и родился в Сульмоне, городе в стране пелигнов. В Риме и Афинах Овидий получил хорошее образование. Как поэт он был близок Тибуллу и подобно ему пользовался покровительством Валерия Мессалы. В своих произведениях Овидий во многом зависит от своих предшественников; но у него нет, глубины, и в стихотворениях его больше, чем у них, искусственности.

      Овидий родился в 43 г., следовательно, он не мог помнить ужасов гражданских войн, которые привели людей к искреннему восхвалению новых порядков, давших людям мир и покой. Для Овидия эти восхваления — формулы и штампы, которым нужно следовать. На творчество Овидия наложили отпечаток александринизм, а также риторика. Но благодаря исключительной силе таланта он сумел создать изящные произведения, обессмертившие его имя. Ранние произведения Овидия посвящены любовной тематике.


      Первым произведением Овидия были любовные элегии («Ато-res»). Поэт воспевает возлюбленную свою Каринну и подобно своим предшественникам даёт всё развитие романа. Вскоре после любовных элегий появилось другое произведение, «Heroides», содержащее послания известных в мифологии героинь к своим возлюбленным (Пенелопы к Одиссею, Елены к Парпсу, Дидоны к Энею и пр.).

      В основу каждого послания положены известные из мифологии сюжеты. Но он снижает популярные мифологические образы, даёт им свою трактовку, граничащую иногда с иронией. Его Пенелопа — беззащитная женщина, опасающаяся за верность мужа. Послания Дидоны — обыкновенные ревнивые упрёки, обращенные к покинувшему её любовнику. В обоих произведениях немало общих рассуждений о любви и её значении, об отношениях между влюблёнными. Рассуждения эти стоят, несомненно, в противоречии с теми идеями, какими проникнуто законодательство Августа о семье и браке.

      Ещё больше усугубляется этот разрыв в поэме Овидия «Искусство любви» (Ars ama-toria). Овидий даёт советы влюблённым, как можно добиться успеха у предмета своей любви и как должен вести себя влюблённый, чтобы сохранить расположение своей возлюбленной. Особая глава даёт наставления влюблённым девушкам. Поэма написана изящными стихами, в ней много остроумных положений, но много и фривольного. Она в известных отношениях является пародией на законодательство Августа против прелюбодеяния.

      Впоследствии Овидий оправдывался, что в поэме идёт речь о возлюбленных из низших классов, о куртизанках, на которых не распространялись законы Августа. Но даже беглое знакомство с произведением показывает, что автор имел в виду римских дам высшего общества.

      В дальнейшем Овидий обратился к мифологическим сюжетам. Он пишет «Фасты», где излагаются обряды и предания, относящиеся к римским праздникам. Овидий восхваляет Августа, нередко теряя чувство меры.

      Большое произведение Овидия носит название «Метаморфозы», т. е. «Превращения».

      Овидий выбрал из мифологии различные рассказы, относящиеся к превращению людей в животных, растения, камни, созвездия. Но, показывая свою учёность, Овидий остаётся тем же беззаботным, а подчас и легкомысленным автором эротических произведений. Богам и героям не только свойственны все человеческие страсти — по своим привычкам и мыслям они не отличаются от современных Овидию римлян высшего общества.

      В «Метаморфозах» Овидий отдаёт дань тем общественно-политическим концепциям, какие пропагандировались и другими поэтами. Первая книга начинается описанием царства Сатурна, золотого века, когда люди жили без всяких законов, когда природа давала всё лучшее для жизни. Поэма заканчивается рассказом о превращении Юлия Цезаря в в звезду и прославлением Августа.

      В 8 г. Овидий в какой-то связи с делом младшей Юлии был сослан в город Томы, на западном берегу Чёрного моря.


      Предполагают, что причиной была его поэма «Искусство любви». Более года длилось путешествие в далёкий край, показавшийся Овидию суровым и неприглядным. Своему оправданию и грусти по Риму Овидий посвятил два произведения: «Tristia» (Скорби) и «Письмо с Понта».

      Несмотря на печаль по родному краю, Овидий остаётся мастером иронии, а мифологические мотивы по тому или иному поводу разработаны им с прежним блеском, а иногда и легкомыслием. Овидий красочно описывает местную природу и нравы туземцев. Жалобы Овидия не достигли цели. Август остался глух к его просьбам. Не простил Овидия и преемник Августа, и поэт умер в изгнании около 17 г. н. э. Овидий—последний крупный поэт августовой эпохи.

      На произвеведениях его сказалось влияние риторической школы, но тем не менее живой и яркий талант Овидия делает произведения его одним из лучших образцов римской поэзии.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *