Противники христианства Распространение христианства

      В последней четверти II в. появляются литературные произведения, направленные против христианства. К таким произведениям относится сатира Лукиана «О смерти Перегрина». Против христиан писал Фронтон, воспитатель Марка Аврелия, а также современник Лукиана Цельс. В этих произведениях опровергалось христианское учение, доказывалась несостоятельность отдельных положений христианского вероучения. Ставился в вину христианам и демократический характер их общин.

      Цельс пишет, например, что христиане «желают и могут привлечь только малолетних, низкородных, необразованных, рабов и детвору». Проповедники христианства — «шерстобитчики, сапожники, валяльщики, самые грубые мужланы».

      Христианские апологеты


      Христианские апологеты выступают с доказательством нелепости тех обвинений, какие выдвигаются против христиан. Вместе с тем подчёркивается, что христиане относятся к самым лойяльным римским подданным, приносящим молитвы за императора. Одновременно с этим доказывалось, что христианство является высшей религией. Христиане, пользуясь аргументами стоиков и такими книгами, как «Древности» Варрона, доказывали тщетность служения идолам, нелепость и несостоятельность различных мифов. Подобно Филону Александрийскому апологеты стремятся перекинуть мост между христианством и греческой философией. Сходство тех или иных положений у греческих философов с ветхозаветными книгами объясняется простым заимствованием.

      Апологеты утверждали, что греческие мыслители взяли много из иудейских священных книг. Они отмечали сходство и некоторых обрядов, объясняя это хитростями дьявола. Апологеты, таким образом, не только защищали, но и пропагандировали христианство. Этот литературный жанр приобретал сравнительно широкое распространение. Одним из первых апологетов был Аристид, написавший на греческом языке «Апологию», обращенную к Антонину Пию.

      В середине II в. писал Юстин, прозванный философом и мучеником. Кроме апологетических произведений, Юстин написал ряд трактатов, направленных против еретиков. В конце II в. началась литературная деятельность крупнейшего христианского апологета и писателя Тертуллиана, уроженца Римской Африки.

      Зарождение христианского искусства

      Ко II в. относится и зарождение христианского искусства. Вынужденные скрывать места своих молитвенных собраний, христиане не могли строить храмов. Они собирались в различных помещениях, а в Гиме местом сбора христиан были катакомбы. Там христиане хоронили умерших, там же совершалось богослужение. В катакомбах сохранились образцы христианского искусства.

      Для живописи и скульптуры христиан характерны символические изображения. Особенно распространено изображение доброго пастыря, рыбы и виноградной лозы.

      К концу II в. христианство распространялось во всех областях Римской империи.

      В качестве носителей нового учения, в качестве его миссионеров выступали сначала мелкие ремесленники и торговцы, переходившие из одной провинции в другую; солдаты, которым приходилось бывать в разных провинциях. Большую роль в распространении христианства играли специальные посланцы, в первый век христианства называвшиеся апостолами.

      В то время бесчисленное множество проповедников и пророков проповедывало и создавало различные религиозные системы. «Не только Палестина, но и весь Восток кишмя кишел такими основателями религий, среди которых господствовала, можно сказать, прямо дарвинова борьба за идейное существование». И вот среди них имели успех только основатели христианства, которое постепенно в борьбе сект между собой и в борьбе с язычеством «путем естественного отбора все более совершенствовалось в качестве мировой религии».


      Христианство примирило западные и восточные религиозные и философские воззрения. Оно выступило против всех существовавших до тех пор религий, общей им всем обрядности; оно вербует своих учеников главным образом среди низших слоев населения, обращается ко всем народам без различия; оно утверждает, что нет ни эллинов, ни иудеев, ио «все и во всём равны перед Христом». И, таким образом, «христианство само становится первой возможной мировой религией.

      Христианство заменило общее всем религиям жертвоприношение для умилостивления божества одной раз навсегда принесённой жертвой, искупляющей все грехи человечества. Организационное устройство христианской церкви, система епископата также соответствовали условиям мировой империи. В высших кругах церковной иерархии стали намечаться сближение с рабовладельческим государством и активная поддержка политики императоров.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *