Правление Андриана

      Большое внимание уделял он поднятию воинской дисциплины. В Северной Африке найдена надпись, содержащая отрывки из речи Адриана, произнесённой во время смотра; в ней подчёркивалось значение воинской дисциплины и манёвров, приучающих войска к боевой обстановке. Особое значение имело изменение порядка комплектования войск. До II в. основные войска (легионы) пополнялись римскими гражданами. Со времени Адриана в легионы начали принимать провинциальных жителей независимо от принадлеяшости их к римскому гражданству. Результаты этой реформы сказались в III в.

      Он украсил провиции новыми сооружениями и гордился тем, что был афинским архонтом. Им создан был общеэллинский союз, вся деятельность которого, правда, свелась к постановлениям, выражающим преданность и благодарность императору. Большое внимание уделялось при Адриане и аграрному вопросу: правительство пыталось при нём регулировать отношения между сидящими на императорских землях арендаторами и поместной администрацией. В Италии Адриан продолжал политику алиментаций. Управление Италией оставалось в руках сената. Адриан передал суд по гражданским делам в Италии четырём консулярам.

      Характеристика Адриана


      Адриан был хорошим полководцем, опытным и энергичным администратором и вместе с тем был горячим поклонником искусства и философии.

      Он писал стихи, умел лепить и рисовать. Для Адриана характерна стремительность, быстрая смена настроений, какая-то неуравновешенность. Ирония и остроумие, отмеченные его биографом, сочетались у него с высокомерием. Окружённый учёными и художниками, он стремился к первенству среди них, и недаром один из его современников заметил, что поневоле приходилось признать самым образованным того, кто командовал тридцатью легионами. Он был эллинофилом, знатоком и поклонником греческой культуры.

      Для его мировоззрения характерен космополитизм, и расхождения его с сенатом объяснялись не столько его политикой, сколько его невниманием к римским обычаям. Адриан оставался человеком, чуждым старых традиций. Власти своей он старался придать космополитический характер. Недаром в греческих областях он наделялся эпитетами, присущими высшим греческим божествам (Олимпийский, Освободитель и пр.).В Риме его в насмешку прозвали греком (даже уменьшительным именем Graeculus).

      Один из современников говорит, что он почитал и боялся Адриана, как грозное божество, но не любил его…

      В характере Адриана немало черт, свойственных его эпохе, эпохе начинающегося упадка античного мира. В его мировоззрении нет цельности: рационализм сочетался у него с мистицизмом. В конце своей жизни Адриан построил в Тибуре виллу, в которой представлены были все стили. В этом сказался его эклектизм, свойственный многим людям того времени.

      Римское правительство при Адриане пользовалось поддержкой провинциальной знати, занявшей привилегированное положение по сравнению с низшими слоями населения. Резкая грань между римлянами и провинциалами начала исчезать. Богатство и личные заслуги перед императором (а не происхождение) приобретают всё большее и большее значение.

      Восстание Бар-Кохбы

      Но не все слои населения могла удовлетворить политика Адриана. Правление его отмечено серьёзным восстанием в Иудее (132 — 136 гг.). Поводом была попытка построить на месте разрушенного Иерусалима город Элию Капитолину. Там, где был Иерусалимский храм, предполагалось возвести храм Юпитера Капитолийского, под именем которого должно было воздаваться поклонение самому Адриану. Во главе восставших встал некто Симон, прозванный Бар-Кохбой (сыном звезды), провозгласивший себя Мессией.


      Восставшие захватили то место, где находился Иерусалим, и сопротивлялись с большим упорством, потребовавшим применения значительных военных сил. Это было последнее крупное восстание иудеев, после которого им даже запрещено было жить на территории Иудеи.

      Смерть Адриана

      Адриан умер в 138 г. после мучительной болезни, полученной им во время путешествий. Несогласие с сенаторским сословием в последние годы его жизни выразилось в том, что сенат отказывался его обожествить. Чтобы добиться этого, приёмному сыну и наследнику Адриана пришлось приложить усилия. После торжественных похорон прах умершего был помещён в мавзолее Адриана — монументальном сооружении, существующем под именем замка святого Ангела до настоящего времени.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *