Положение в Османской империи.

      3. Положение покорённых народов. Трудовой народ Османской I империи испытывал жестокий гнёт турецких феодалов. Все население, обязанное платить налоги, османы называли «райя» (что значит «стадо»). Чтобы уплатить налоги за пользование землёй и водой, приходилось отдавать почти половину урожая. Крестьяне должны были бесплатно работать на постройке мечетей, крепостей и других сооружений. Без разрешения феодала крестьянин не мог даже срубить дерево или завести виноградник. Число различных поборов доходило до 80.


      Но особенно тяжёлым было положение покорённых народов. Во время завоеваний османские войска производили страшные опустошения, убивали и уводили в плен тысячи людей. Поля не обрабатывались, наступал голод. Грабительские набеги турецких феодалов продолжались и после завоевания.
      Все не мусульмане вносили высокий подушный налог (налог «с души», то есть с каждого человека независимо от возраста). Завоеватели хотели заставить местное население отказаться от своей веры и принять ислам, преследовали его родной язык и культуру.
      Немусульманские жители в были совершенно бесправны. Им запрещалось ездить верхом, носить оружие, строить дома выше, чем у турок-османов. Особенно навистным был «живой налог»: османы отнимали у родителей самых сильных мальчиков, насильно обращали их в мусульманскую веру и зачисляли в войско янычар.
      Гнёт османских завоевателей задерживал развитие хозяйства и культуры в покорённых странах.

      4. Борьба народов против османских завоевателей. Османская империя лишь силой оружия держала в подчинении населения завоёванных стран. Все народы, порабощённые турками-османами, не прекращали борьбы за свою независимость: грузины и армяне — в Закавказье, венгры, греки, албанцы — в Центральной и Юго-Восточной Европе. В течение веков вели борьбу с завоевателями южные славяне.
      Болгарские и сербские партизаны — гайдуки — нередко совершали набеги на города, участвовали в крестьянских восстаниях. О борьбе гайдуков многое стало известно из народных песен. Смельчаки уходили в леса и горы, «чтобы свою землю вернуть, детей своих вызволить, жён своих от рабства избавить, отцов своих помянуть, за матерей своих отомстить…». Они приносили Клятву не разлучаться и до конца быть верными друг другу. В песне говорится, что нередко, когда гайдуки скрывались от турок-османов, им приходилось «от голода есть горную землю, от жажды собирать воду с листьев». Попытки османских войск очистить от партизан леса и горы не имели успеха. Крестьяне с риском для жизни укрывали гайдуков, делились с ними последним куском хлеба, предупреждали об опасности.
      Несмотря на тяжёлый гнёт завоевателей, славянские народы бережно хранили свою культуру, обычаи, язык. Трудовой народ с презрением относился к тем феодалам из славян, которые перешли в мусульманскую веру и служили султану.
      Своей героической борьбой народы Балканского полуострова ослабляли Османскую империю и ограждали Европу от османского завоевания.

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
      Какие страны входили в состав Османской империи в Азии, Африке и Европе в XVI веке. Чем вы объясните военные успехи турецких феодалов?
      Как турецкие феодалы угнетали народы покорённых стран? Что мы узнаем из народных песен о борьбе народов Балканского полуострова против османских угнетателей? Каково значение этой борьбы?

      1453 год — падение Византийской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *