Политика Рима с начала республиканской эпохи и до 60-х годов 3 века до н.э.

     Отношения Рима с соседними племенами и нашествие галлов

     Изгнание этрусков и последовавшая затем упорная борьба с ними вызвали ослабление Рима и усиление соседних с ним латинских городов. На основании традиции можно судить о том, что особенно тяжела была для Рима борьба с Порсеной, царём этрусского города Клузия. Порсена осадил Рим, разрушил укрепления и заключил мир на невыгодных для Рима условиях. Но этрускам не удалось утвердиться снова на левом берегу Тибра, так как они получили отпор со стороны латинов, которым помогли куманские греки.

РИС 20 Латинские воины. Изображение из Пренесте, 4-3 век до нашей эры. Бронза.
     С этой войной римляне связывали ряд легенд, рисовавших мужество и патриотизм их предков. Когда римляне под напором этрусков дрогнули и побежали по мосту, Гораций Коклес, прикрывая отступление, вместе с двумя храбрыми римлянами сражался с множеством врагов. Юноша Муций Сцевола решил убить Порсену. Он проник в неприятельский лагерь, но вместо царя убил сидевшего рядом с ним писца. Порсена предлагал Муцию выдать сообщников, угрожая жестокими пытками, но тот сам положил правую руку в огонь и не издал ни одного звука, пока тлела его рука. Это побудило Порсену заключить с римлянами почётный мир.

     Знатная девушка Клелия была отдана Порсене в качестве заложницы. Обманув стражу, она вместе с другими римляннами переплыла Тибр и вернулась в Рим. Но сенат, опасаясь, что Порсена будет считать договор нарушенным, вернул Клелию обратно. Порсена почтил её доблесть и разрешил ей вместе с несовершеннолетними заложницами вернуться на родину.


     Соотечественники поставили Клелии конную статую. Эти легенды сохранялись в патрицианских родах и носили этиологический характер. Легенда о Муции должна была объяснить происхождение прозвища Scaevola — «Левша», а легенда о Клелии — изображение девицы на коне, находившееся в верхней части Священной улицы.

     К 496 г. традиция относит победу римлян над латинами при Регильском озере. Свидетельство это вряд ли достоверно, так как победа могла быть лишь частичной.

     Вскоре (493 г.) консул Спурий Кассий заключил союз с федерацией латинских городов. Рим в это время не выделялся среди прочих городов латинской федерации, вместе с жителями других латинских городов римляне сражались в войсках федерации под командой латинских диктаторов. Общими врагами у римлян и латинов были эквы и вольски.

     Борьба с эквами и вольсками

     Римские источники по дробно останавливаются на борьбе с ними, но в этих повествованиях много недостоверного. С этими войнами связан ряд популярных римских легенд. Особенно много споров среди историков вызвала легенда о Кориолане. Марций Кориолан, отличавшийся храбростью и получивший своё прозвище за успешный штурм города вольсков, Кориол, был убеждённым аристократом, противником плебеев и их защитников — народных трибунов.

     В Риме был голод, и хлеб пришлось покупать у соседей. Но вскоре был получен хлеб от сицилийского тирана, и тогда стали обсуждать вопрос, по какой цене следует продавать его плебеям. Кориолан предложил продавать хлеб по старой цене лишь в том случае, если плебеи согласятся отменить должность народных трибунов. Это предложение вызвало возмущение плебса, и Кориолан вынужден был бежать из Рима. Он перешёл на сторону вольсков и вскоре повёл их против родного города.

     Римляне не могли сопротивляться и должны были начать переговоры, но Кориолан поставил такие условия, что на них нельзя было согласиться. Тогда к Кориолану отправились знатные римские женщины, среди которых были его мать и жена.

     Перед их просьбами изменник не мог устоять и приказал своему войску отступить. Благодарные римляне воздвигли в честь матрон храм Женского счастья (Fortuna muliebris).

     Нибур впервые указал на ряд анахронизмов в рассказе о Кориолане и отнёс его к числу саг, отражающих события, случившиеся значительно позднее того времени, к какому они приурочены. Моммзен отметил ряд несообразностей в рассказе и высказал предположение, что мотивом его составления было желание плебейских родов Ветуриев и Волумниев, из которых происходили мать и жена Кориолана, указать на свою древность.

     Вместе с тем плебеи, распространяя и разукрашивая эту легенду, подчёркивали свою силу. Возникновение рассказа Моммзен относил к III в. до н. э. Другие исследователи указывали на этиологический характер легенды о Кориолане (объяснение посвящения храма Женскому счастью).


     С борьбой против вольсков и эквов связана легенда о Луции Квинкции Ципциннате. Заменив павшего в бою консула, он победил вольсков, затем выступил в качестве примирителя между патрициями и плебеями, после чего удалился в сельское уединение, где своими руками обрабатывал участок, состоявший всего из 4 югеров (около 1 гектара).

     Когда к стенам Рима снова подступили эквы вместе с сабинянами, было решено вы
брать диктатором Цинцинната. Посланные от сената застали Цинцинната за работой, он рыл канаву (или пахал поле). Одевшись в тогу, Цинциннат выслушал поздравление посланных, принял командование над войском и одержал победу. Эта легенда должна была подчеркнуть суровые нравы и обычаи римских предков, заложивших основы римского могущества в Италии.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *