Поэзия I в. до н. э. Архитектура и искуства.

      Таким образом, лирика Катулла отражает сложную гамму личных переживаний поэта. На него влияли не только александрийцы — он находился под влиянием ранних греческих лириков (особенно Сафо и Архилоха). Катуллу удалось найти исключительные по силе и прелести слова для выражения сложных человеческих переживаний, и его можно с полным основанием считать первым крупным римским лирическим поэтом.

      В лирических произведениях Катулла наиболее ярко отражено развитие индивидуализма в римском обществе.

      Катуллу не чужды были и политические мотивы. Отец его считался другом и гостем Цезаря, сам же Катулл вращался в кругу антицезарианской молодёжи; ему принадлежит несколько, резких эпиграмм по адресу Цезаря и особенно по адресу любимца последнего, Мамурры. Правда, в одном из стихотворений Катулл восторгается успехами Цезаря в Британии.


      В конце рассматриваемого периода начали свою деятельность выдающиеся поэты начала Империи — Вергилий и Гораций, но произведения их, изданные ими в годы последних гражданских войн, неотделимы от всего их творчества, которое тесно связано с политическими и социальными отношениями времён принципата Августа.

      Архитектура и изобразительные искусства

      Развитие изобразительных искусств и архитектуры в последний век Республики идёт в том же направлении, что и в предшествующую эпоху. Известная часть тех огромных богатств, какие притекали в Рим, вкладывалась в постройки и сооружения как общественные, так и частные, преображавшие внешний вид города, который превращался в крупнейший мировой центр.

      Архитектура III вв. до н.э.

      В последние десятилетия II века до н.э. были построены два новых водопровода, город украшается великолепными арками и сооружениями.

      Особенно прославились новыми сооружениями Сулла, Помпей и Цезарь. Вполне допустимо предположение, что пребывание Суллы на Востоке породило в нём мечты перестроить Рим по образцу крупнейших эллинистических центров. Время Суллы — один из момен¬тов наиболее интенсивного воздействия эллинистических форм на римское искусство, и это находит отражение в архитектуре того времени.

      Помпей построил огромный каменный театр, вмещавший 10 тысяч зрителей. Здание было отделано мрамором, поражало необычайной прочностью и невиданными размерами. Ряд других общественных зданий, построенных Помпеем, украсили римские площади.

      Грандиозны были планы по перестройке Рима у Юлия Цезаря. Старый Форум был при нём вымощен, к северу от него был заложен другой форум, в центре которого должен был находиться храм Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), сделанный целиком из мрамора. Смерть помешала ему выполнить все свои планы. Часть задуманного и начатого Цезарем завершил потом Август, а многое так и осталось в проектах.

      Проекты Цезаря в известной степени предопределили дальнейший ход развития римской архитектуры. С него начинается изменение плана города путём постройки новых форумов; он является инициатором превращения Рима в «мраморный» город.

      В отличие от сулланского периода архитектура времён Цезаря возвращается к италийским образцам, увеличивая масштабы построек и вводя новое архитектурное оформление. Со времен Суллы новые здания украшаются греческими статуями, барельефами и вазами. Скульптурные изображения играют, таким образом декоративную роль. Их помещают в зданиях и в садах.

      Исключительно высоко ценятся статуи греческих мастеров. В Рим приходили целые суда, груженные греческими древностями. Одновременно в Риме появились мастера, изготовлявшие копии греческих и эллинистических образцов. Искусство копирования достигло высокого уровня, хотя выпускалось немало вещей и низкого качества.

      Скульптура

      Римляне продолжали оставаться самостоятельными в искусстве реалистического портрета. В эпоху Суллы и в этой области усилилось влияние эллинистического искусства, но уже в период, следовавший эа его смертью, т. е. в 70—60-х годах I в. до н. э., наблюдается реакция. Так, например, скульптурный портрет Помпея отличается тщательной обработкой и прекрасной отделкой поверхности фактуры (скульптор использовал в этом отношении приёмы высокой эллинистической техники), но, изображая лицо, художник в духе римской традиции стремился передать все индивидуальные черты.


      Он далёк от идеализации, свойственной греческим и эллинистическим скульпторам. В духе своих этрусско-римских предшественников художник подчеркнул природные дефекты изображаемого человека. Он представил неподвижное мясистое лицо с узкими, мало выразительными глазами, маленьким вздёрнутым кверху носом…

      Одним из лучших образцов портретного мастерства этого времени может служить бюст Цицерона. В нём эллинистическая техника обработки материала и приёмы обобщённого изображения соединяются с римским реализмом. Цицерон представлен пожилым человеком с несколько отяжелевшим лицом, открытым лбом и острым взглядом, на губах его — лёгкая ироническая усмешка.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *