Общественный строй Рима в царский период

     При установлении основных черт общественного строя царского периода большое значение имеют различные пережитки древнейших учреждений, какие оставались в римском строе в последующую эпоху. Самый институт царской власти продолжал существовать в лице одного из высших жрецов, носившего название rex sacrorum.


     Род и семья

     Царская эпоха была переходной от первобытно-общинного строя к классовому обществу. Основной общественной единицей был отцовский экзогамный род. Пережитки родовых отношений сохранялись и в историческую эпоху. Члены рода были связаны взаимным правом наследования. Они имели общие религиозные празднества, а также общее кладбище. В раннюю эпоху род имел общие земельные владения. Сородичи должны были взаимно защищать друг друга. Черты родового строя сохранялись в римских именах. Имена римлян состояли из двух, а в последующее время часто из трёх, иногда даже более частей. Первая часть это личное имя (praedomen), вторая — родовое имя (nomen) появившаяся впоследствии третья часть, прозвище (cognomen) означала ветвь рода или относилась только к данному лицу.

     Например: Публий (личное имя) Корнелий (родовое имя) Сципион (прозвище, относящееся к ветви рода) Африканский! (почётное индивидуальное прозвище) Старший (в отличие от другого, Младшего). В царскую и раннюю республиканскую эпоху было только личное имя и родовое.

     Отдельные семьи могли принимать в род чужаков, и эти последние становились членами рода. Старшины родов (principes), повидимому, избирались.

     Роды разделялись на семьи. После разложения первобытно-общинного строя известные элементы родовой организации сохранились. Хотя связи между сородичами значительно ослабли и многие институты родового строя исчезли, всё же его черты оставались в виде пережитков. Роды превратились в замкнутые корпорации.

     По мере ослабления родовых связей усиливалась римская семья (familia), в течение столетий остававшаяся основной хозяйственной и общественной единицей. Во главе её стоял отец семейства (pater familias). Власть его над личностью жены и детей была неограниченной. Он имел над ними право жизни и смерти (jus vitae ас necis). Все лица, находившиеся под отеческой властью, назывались агнатами. К ним принадлежали не, только те, кто имел кровную связь с отцом семейства, но и усыновлённые им, а также женщины, вышедшие замуж за его детей и внуков.

     Наряду с понятием агнатства в римском семейном праве существовал понятие когнатства. Когнатами назывались лица, связанные кровным родством. Таким образом, дочь, вышедшая замуж, сохраняла когнатские связи со своими родными, но переходила в агнаты другой семьи.

     В царскую эпоху возникает и рабство, но у нас нет никаких данных ни количестве рабов, ни о положении их. Мы можем лишь сказать, что рабов было сравнительно мало, рабство носило патриархальный характер — рабы являлись низшими членами семьи и доставлялись главным образом войнами.

     Тогда же возникает и особая форма отношений, которая сохранялась на протяжении всей римской истории, меняя свою социальную сущность: некоторые члены родов становились патронами, т. е. брали под свою защиту отдельных лиц, которые в свою очередь обязывались быть верными, послушными (клиентами).

     Связь эта была личной, основанной на верности (fides) клиента и патрона. Старинное её происхождение доказывается тем, что в законах Двенадцати таблиц нарушение патроном верности рассматривалось как религиозное преступление.

     Курии и трибы


     Число членов рода было неодинаково. Про род Фабиев, например, говорится, что он в начале Республики состоял из 300 членов.

     Род Клавдиев вместе с клиентами насчитывал в то же время 5 тысяч человек. Подобно тому как в Греции роды группировались во фратрии, а фратрии в филы, в Риме десять родов составляли курию, а десять курий — трибу (племя). Три трибы Тиции, Рамны и Луцеры — составляли римский народ (рориlus Romanus). «На племенах, лежит печать искусственного образования, однако большей частью из родственных элементов и по образцу древнего, естественно выросшего, а не искусственно созданного племени, при этом не исключена возможность, что основным ядром каждого из трех племен могло служить подлинное старое племя». Вполне возможно, что триба Тициев сабинского происхождения, и в рассказе о Тите Тации есть зерно исторической истины.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *