Коммод и конец династии Антонинов

      Наследовавший Марку Аврелию сын его Коммод (180—192 гг.) заключил с квадами и маркоманами мир, отказавшись, от новых территориальных приобретений. Для внутренней политики Коммода характерно усиление абсолютистских тенденций.

      Подобно Домициану он требовал божеских почестей, именуя себя новым Геркулесом. Геракл считался покровителем и примером просвещённых монархов династии Антонинов. Культ его получил широкое распространение. Для Коммода Геркулес был примером и образцом неограниченного монарха, получившего власть от отца своего Юпитера.


      При Коммоде снова возобновляются преследования сенаторов. Сам он искал поддержки в военных кругах, особенно среди преторианцев. Высшие круги были недовольны императором и потому, что он отличался особым пристрастием к играм и зрелищам. Сам император выступал иногда в качестве гладиатора.

      Недовольство приближённых привело к заговору против Коммода, в котором приняла участие его наложница Марция. В ночь на 1 января 193 г. Коммод был убит в гладиаторской казарме накануне того дня, когда хотел принять консульство в костюме гладиатора. Коммод был последним представителем династии Антонинов, правившей Римской империей около 100 лет.

       Социальный строй Римской Империи в I—II вв. н. э.

      Социальный строй Римской империи со времени утверждения власти Августа и до смерти Коммода не оставался неизменным. Во II в. Римская империя достигла кульминационного пункта своего развития. Понятие Imperium Romanum, обозначавшее когда-то просто римскую власть, приобретает значение Римской империи; под ним разумеется та обширнейшая территория, на которую распространяется власть Рима. Imperium Romanum — вместе с тем синоним понятия orbis torrarum (вселенная).

      Эпоха Антонинов характеризуется ростом городов, развитием путей сообщения, торговли, широким распространением римской культуры. Италия постепенно теряет своё преимущественное положение, и, наоборот, многие из провинций переживают период расцвета. Из анализа социальной и экономической структуры можно заключить, что в смысле вовлечения средиземноморских стран в торговый оборот и распространения городской жизни II век был высшей ступенью развития. Однако в общественной жизни Империи эпохи Антонинов заложено было уже много противоречий, которые неизбежно должны были привести к кризису.

      Рабство и колонат

      Основой хозяйственной жизни остаётся рабовладение, по те новые элементы хозяйственного развития, какие возникли в первый период Империи, получают своё дальнейшее развитие

      Yernae

      Количество покупных рабов продолжает уменьшаться, рабы, выращенные в доме (vernае), приобретают большее, чем прежде, значение. По расчётам современных исследователей, в республиканскую эпоху «доморощенные рабы» составляли обычно треть всех рабов, а во времена Империи соотношение изменяется: треть составляют рабы покупные. В связи с изменением социальных условий изменяется и взгляд на рабов.

      Философ Сенека указывает на человеческое достоинство рабов, на то, что они могут быть друзьями, лишь ниже стоящими по своему общественному положению. По Диону Хрисостому, рабство и свобода — моральная, а не социальная категория. Одни люди, независимо от социального своего состояния, рождаются и продолжают оставаться рабами по духу, другие же всегда нравственно свободны. Этот взгляд на рабов находит своё отражение и в римском законодательстве.

      Первый закон, в какой-то степени ограждающий интересы рабов, издал ещё император Клавдий. В Риме было принято безнадёжно больных рабов вывозить на остров Эскулапа. Если они поправлялись, они должны были возвращаться к своему господину.

      Клавдий издал распоряжение, по которому рабы, вывезенные на остров Эскулапа, в случае своего выздоровления получали свободу. Император Адриан запретил убийство рабов. Его биограф рассказывает, что он привлёк одну знатную римлянку к ответственности за жестокое обращение с рабами. Император Антонин Пий издаёт распоряжение, по которому тот, кто без причины убьёт своего раба, несёт такую же ответственность, как и за убийство чужого раба. Оказали известное влияние и греческие обычаи: по указу того же императора рабам позволялось искать убежища в храмах и перед статуями императоров. В случаях жестокого обращения хозяева в принудительном порядке должны были продавать рабов.

      Преувеличивать значение этих законов нет никаких оснований. Положение рабов осталось по прежнему тяжелым. Новый взгляд на рабство и законы в пользу рабов — один из симптомов кризиса рабовладельческого хозяйства.

      Кризис наступил не сразу и не одновременно во всех областях Империи. Он сказался прежде всего в Италии. Учреждение алиментарного фонда и его распространение при Антонинах было попыткой предотвратить разорение средних и мелких земельных собственников, а вместе с тем и оказать помощь малоимущим сиротам.


      Само собой попятно, что мероприятие это было паллиативом и могло лишь до известной степени задержать, но не предотвратить разорение сельского населения. Дошедшие до нас алиментарные таблицы говорят о том, что государственным кредитом пользовались мелкие и средние владельцы италийских городов Велейи, Плаценции и Веневента. На основании этих таблиц можно установить, что по сравнению с концом Республики число мелких владений уменьшается; при этом у нас нет основания говорить об образовании сплошных латифундий. Комплекс земель, принадлежащих одному владельцу, мог состоять из нескольких участков, расположенных в разных местах, или даже в одном месте могли быть чересполосные владения.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *