Италийское сельское хозяйство в середине II в. до н. э.

      Несмотря на завоевания и на развитие торгово-ростовщического капитала, сельское хозяйство продолжало оставаться основной отраслью италийской экономики.

      Трактат Катона о сельском хозяйстве

      Одним из главных источников, дающих нам представление об италийском сельском хозяйстве II в. до н. э., является трактат Катона Старшего «О сельском хозяйстве». Касаясь различных занятий, Катон отдаёт предпочтение земледелию. «Когда предки хвалили доброго мужа, — говорит он, — они хвалили его как доброго земледельца», «Из земледельцев выходят и храбрейшие мужи и самые предприимчивые воины,а земледелие
есть занятие наиболее благочестивое и устойчивое, людям же, которые ему предаются, всего менее свойствен дурной образ мыслей»

Римский плуг с впряженными в него быками. Бронзовое изображение из средней Италии

      Торговля кажется Катону занятием рискованным, а ростовщичество — непристойным для гражданина. Выступая защитником старого Рима, социальной опорой которого были средние и мелкие
собственники, Катон в понятие «добрый земледелец» (agricola bonus) вкладывал, однако, совершенно иное содержание.

      Из его высказываний по этому вопросу можно заключить, что под «добрым земледельцем» он понимал не крестьянина старого времени, но землевладельца, применяющего рабский труд
и связанного с рынком. В трактате Катона отразились те значительные изменения, которые произошли в италийском сельском хозяйстве в этот период. Катон — сторонник интенсивного сельского хозяйства. При этом не все виды культур он считает одинаково выгодными.

      Говоря о доходности различных участков имения, он ставит на первое место культуру винограда (vinea), на второе — огород (hortus), на третье — ивовые посадки (salictum), на четвёртое -оливковую плантацию (olivetum), на пятое — луг (pratum) и только на шестом месте стоит у него хлебное поле (campus fnta mentarius). Термин villa у Катона употребляется для обозначения сельского хозяйства среднего размера. В таком же значении в других источниках употребляется слово fundus, от котором произошло понятие латифундия (latifundium) — обозначающее крупное владение.

      Катон говорит о двух типах вилл: о вилла в 240 югеров (около 60 гектаров), отведённой под оливковый деревья, и в 100 югеров —под виноградники. Вполне возможно, что обе виллы находятся неподалеку друг от друга или даже составляют части одного поместья. Советы Катона касаются самых разнообразных вопросов сельского хозяйства: он говорит об уходе за оливковыми деревьями и виноградной лозой,о хлебопашестве и скотоводстве.

Сельскохозяйственные орудия найденные вблизи Помпей

      Добрый хозяин должен заботиться прежде всего о хорошей обработке земли. «Что значит хорошо обрабатывать поле? Хорошо пахать. Что, во-вторых? Пахать. Что, в-третьих? Удобрять».

      Катон даёт целый ряд советов, когда и как надо удобрять по-ля. Удобряются не только посевы; чтобы обеспечить хороший покос, нужно унаваживать и луга, очищать их от сорных трав. Правила посева, прополки, сбора урожая, его обмолота, выбора и устройства гумна, хранения собранного урожая — всё это предусмотрено внимательным хозяином. Уход за виноградником и оливковыми насаждениями, приготовление вина и оливкового масла, их хранение и, наконец, продажа — всё это является предметом особенных забот Катона. Он даёт рецепты, пользуясь которыми италийский хозяин может изготовить вино, которое будет не хуже косского. Он же указывает, как выгоднее сбыть урожай оливок Есть у Катона советы, касающиеся разведения фруктовых деревьев.

      С особенной заботливостью предлагает он ухаживать за скотом и рассказывает о том, как надо устраиватьстойла, содержать и кормить скот.

      Произведения Катона подводят итоги сельскохозяйственному опыту не только италийских землевладельцев. Автор, хотя и противник всего чужеземного, использовал советы эллинстических агрономов и труды своих конкурентов, агрономов карфагенских. Труд Катона содержит не только рациональные советы по сельскому хозяйству. Он учит также владельца имения, как нужно молиться богам, как совершать всякого рода сделки.

      Его книга—сборник практических советов, исполнение которых обеспечивает успех сельскому хозяину.


      Много внимания уделяет он тому, как нужно построить виллу, как управлять имением и как организовать работу. Вопросу о рациональном исполь зовании рабочей силы также уделяется большое внимание.

      Хороший сельский хозяин — это рабовладелец, который должен максимально использовать силу своих рабов, составляющих главный контингент рабочей силы. Количество рабов сравнительно невелико: на оливковой плантации — 13, на винограднике -16. Но следует иметь в виду, что у Катона «идеальная вилла, фактически же рабов в имениях было гораздо больше. Рабовладелец должен извлечь из рабов максимум прибавочного продукта;если же раб состарился или заболел, его не следует больше держать, его нужно продать, как старую телегу, старые инструменты или что-либо другое лишнее в хозяйстве. Рабы не должны сидеть без дела: в дождливую погоду их нужно заставлять мыть бочки, вывозить навоз, очищать семена, вить канаты, чинить всякую рухлядь. Для рабов нет праздников; в дни сельских праздников, когда запрещено работать в поле, рабы должны чинить дороги, вскапывать огород, наводить чистоту в
помещении.

      Некоторые рабы, повидимому, мало надёжные, по карфЯгенскому примеру, работали закованными в цепи. Содержание рабов сводится до минимума. Им сравнительно много дается хлеба — до б фунтов (римский фунт = 327,5 грамма) в день. Во время тяжёлых работ, но у них почти нет никакого приварка,им дают прокисшее вино и масло самого плохого качества. Из одежды рабам полагается всего одна туника и один плащ на целый год. Сам хозяин не всегда живёт в вилле.


      Всем распоряжается управитель-виллик, поставленный из рабов. Перечисляя обязанности виллика, Катон указывает, что он должен следить за настроением рабов. Из отдельных замечаний Катона мы можем установить, что побеги рабов были обычным явлением, а для того чтобы держать рабов в покорности, Катон по словам Плутарха, «вечно устраивал так, чтобы среди рабов были раздор и неприязнь, ибо согласие в их среде считал опасным и боялся его».

      Сельскохозяйственные работы носят сезонный характер, и было бы невыгодным содержать рабов круглый год, чтобы использовать их в течение непродолжительного времени. Поэтому у Катона предусмотрено также использование свободной рабочей силы.

      Говоря о выборе имения, Катон предусматривает наличие в данном месте свободных рабочих. Мы узнаём о подрядах на сбор урожая оливок, какие берутся пришлыми артелями. Иногда сбор хлебов отдавался свободным рабочим, может быть жившим поблизости малосостоятельным крестьянам, из известной, обычно незначительной, доли урожая.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *