Эпоха Ранней Империи

      Обзор истории римской культуры в последний период Республики даёт нам право заключить, что, несмотря на внешние и внутренние осложнения этого времени, культурное развитие не остановилось, и литература и искусство были нередко средствами классовой и политической борьбы. Начало культурного развития Рима относится к той эпохе, когда культура в некоторых областях Италии, в Греции и в странах Востока стояла на высоком сравнительно уровне.

      Рим заимствовал и перерабатывал уже готовые формы. Особенное значение имело влияние высоко развитой эллинистической культуры, но римская культура сохранила немало и самобытных черт, отражавших различные италийские культурные традиции, восходившие иногда к самому отдалённому прошлому. Иногда римляне лишь переносили на свою почву готовые формы; в других случаях накопленный до того опыт оплодотворялся, и старые культурные традиции преображались.


      За периодами, отмеченными лишь подражанием готовым образцам, следует нередко реакция, выражавшаяся в стремлении вернуться к старинным формам и традициям. Эта борьба традиционного и нового («неотеризма») неслучайна. Она отображает в какой-то степени ту борьбу, какая велась между новаторами и консервативными элементами и достигала в отдельные моменты исключительной напряжённости…

      Во всех областях культура конца Республики оставила немало эклектического, непереработанного. Путь культурного развития не был завершён. Это развитие будет продолжаться и в эпоху Империи. Культура римского рабовладельческого общества была достоянием меньшинства. Она являлась следствием того усиленного притока богатства, каким сопровождалось завоевание новых земель

      Но известные элементы культуры становятся достоянием всех свободных слоев римского населения. После Союзнической войны возрастает культурное значение италийских муниципиев. Ещё до этого римская культура начинает проникать и в завоёванные Римом варварские области. Но этот процесс относится главным образом к последующим периодам, он характерен для культурного развития императорской эпохи.

      Установление Империи

      После многолетних гражданских войн, сопровождавшихся проскрипциями, конфискациями земель, принудительными налогами, наборами в армию, бегством рабов и господством солдатчины, италийское общество стремилось прежде всего к миру, к восстановлению нормальной жизни. «Рах Romana» (римский мир) был лозунгом, объединявшим различные группировки рабовладельческого общества.

      Наиболее активные противники Октавиана погибли в гражданских войнах. Оставшиеся в живых представители антицезарианских группировок были в политическом отношении ослаблены и деморализованы. Ради сохранения своего положения они готовы были оказать Октавиану поддержку или во всяком случае пойти на соглашение. Смуты и войны способствовали популяризации идеи о прошлых счастливых и мирных временах, о простой жизни благочестивых предков. Эти настроения учтены были, несомненно, Октавианом, и по возвращении в Италию Октавиан стремится прежде всего подчеркнуть, что наступили мирные времена и начался возврат к добрым обычаям старого Рима. Одним из первых мероприятий Октавиана была реставрация старых храмов, где, по словам поэта, «паук ткал свою паутину», и освящение новых.

      Начиная с 31 г. Октавиан на каждый год избирался консулом; в 29 г. он получил цензорские полномочия, на основании которых он в 29—28 гг. составил новый список членов сената и провёл ценз, который не проводился в течение сорока двух лет. Число сенаторов к тому времени дошло до тысячи человек.

      Цезарь и триумвиры вводили в сенат своих сторонников, главным образом из числа всадников и центурионов. Октавиан выводит из сената тех, кто по своему происхождению не мог принадлежать к высшему сословию. Этим подчёркивалось, что он заботится о достоинстве сенаторского звания; вместе с тем это давало возможность исключить из сената сторонников Антония.


      Во вновь составленном списке имя Октавиана было поставлено первым, отсюда и его титул princeps sciiatus. В республиканскую эпоху титул этот был почётным, но никаких особых полномочий и привилегий, кроме права подавать первым своё мнение, у принцепса не было. В эпоху борьбы Рима за преобладание в Средиземном море принцепсами были авторитетные лица, оказывавшие несомненное влияние на внутреннюю и внешнюю политику (Квинт Фабий Максим, Сципион Старший и др.). После Суллы принцепсы потеряли прежнее значение. Помещая себя первым в списке сенаторов, Октавиан как бы восстанавливал прежнее значение принцепса сената.

      13 января 27 г. Октавиан сложил с себя чрезвычайные полномочия и объявил восстановление старой Республики, заявляя о своём желании уйти в частную жизнь. Отказ этот был, несомненно, внешним, так же как и настойчивые просьбы сенаторов сохранить за собой власть в государстве. В тот же день Октавиан принял ряд полномочий, фактически закреплявших за ним верховную власть. 16 января того же года Октавиан получил почётное прозвище Августа (Augustus), что значит «умноженный», или «возвеличенный» (божеством). Эпитет этот относился прежде лишь к сакральным объектам (храм, освящённое место); теперь он был придан к имени принцепса, первого человека в государстве.

      Октавиан меняет своё имя. Он называется теперь: Император Цезарь Август, сын божествен¬ного (Imperator Caesar Augustus, divi filius).

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *