Цирк и амфитеатр в Риме второго века
Цирковые представления состояли из различных состязаний: устраивались кулачные бои, скачки на колесницах, отдельные граждане соревновались в беге, молодые римляне разыгрывали перед зрителями примерные сражения. Наряду с цирковыми появляются и другие зрелища, которые впоследствии давались в римском амфитеатре. В Этрурии ещё в пору расцвета этрусских городов пользовались популярностью гладиаторские игры, которые первоначально были связаны с заупокойным культом. Над могилой умерших аристократов заставляли сражаться насмерть пленных и воинов. Впоследствии эти кровавые зрелища начали давать как представления в амфитеатрах. Источники указывают, что гладиаторские игры были устроены впервые в 264 г. В них участвовало три пары гладиаторов.
К середине II в. устройство этих игр становится обычным явлением, они давались обычно частными лицами лишь после похорон знатных римлян. Число гладиаторов, участвующих в сражениях, возрастает, а на устройство зрелищ тратятся значительные денежные суммы. Гладиаторы набирались из осуждённых преступников, военнопленных и провинившихся рабов. Особые надсмотрщики учили их сражаться. Впоследствии появилась профессия учителей гладиаторского искусства и стали открываться гладиаторские школы.
Гладиаторские игры и в последующие периоды имели такой успех в Риме и Италии, каким никогда не пользовались драматические представления. Это указывает на то, что эллинистические влияния не проникали глубоко в римское общество, охватывая лишь ограниченные круги, а местные обычаи, связанные с далёкой стариной, сохраняли прежнее своё значение и получали большее, чем прежде, распространение.
Архитектура и изобразительное искуство
III и II вв. до п. э. ознаменованы развитием римского изобразительного искусства и архитектуры. Некоторые монументальные постройки относятся к древнейшим периодам римской истории.
Одним из древнейших зданий был круглый храм богини Весты, в архитектурном отношении имевший общие черты с этрусскими могильными памятниками и восходящий к овальным хижинам неолитической эпохи. В раннюю эпоху по этрусским образцам построен был и прямоугольный храм Юпитера на Капитолии (около 3 300 квадратных метров). Рано стало сказываться в римской архитектуре и греческое влияние. Храм на Авентинском холме, посвященный плебейской троице—Церере, ЛиберИ и Либере, — по плану своему был этрусско-италийским, но декорирован был в греческом стиле.
С ранних пор стали возводить сооружения, имевшие практическое значение. Вскоре после галльского нашествия Рим был обнесён каменной стеной, спускавшейся своими концами к Тибру. Ещё раньше, может быть даже в эпоху царей, была проведена сточная канава, обложенная камнем клоака для спуска нечистот.
Впоследствии были проведены акведунИ (водопроводы), построены мосты и проложены дороги. Отличительной чертой римских построек является исключительная на прочность. Римляне усовершенствовали различные приемы кладки, заимствованные главным образом из Этрурии, Особого искусства достигли они в сооружении сводов.Последние применялись при постройке мостов, акведуков и различных зданий.
По своему внешнему виду Рим долго, по видимому оставался «деревенскими городом со скромными деревянными домами.
Старый римский дом был одноэтажным. В центре его находилась большая комната — атриум, в которой помещались семейные святыни, горел очаг. Неподалёку от него сооружался небольшой бассейн, наполнявшийся водой, стекавшей из отверстия на крыше. В атриуме проходила вся жизнь обитателей дома. К нему примыкали спальни. Других помещений в доме не было.
Однако те политические и экономические перемены, какие произошли ко II в. до н. э., отразились и на внутреннем устройстве отдельных жилищ и на внешнем виде города.
План дома в основе своей остался прежним, но дома строили в два и три этажа. Атриум, украшенный колоннами, превращался в приёмную, за атриумом находились гостиная, столовая, спальни, ванная комната, закрытые дворики и сады, окружённые колоннами и украшенные статуями. С конца III в. начинают строиться многоэтажные доходные дома, так называваемые insulae (острова).
Постепенно перестраивался весь город. Форум терял вид крестьянского рынка,-окружённого стойлами для скота, и превращался в центральную площадь большого города, украшенную храмами и общественными зданиями.
В Риме появляются невиданные до того сооружения. В конце III п, строится цирк Фламянин, в начале II в. появляются базилики (общественные здания особого архитектурного плана), игравшие впоследствии большую роль в римской общественной жизни. В них происходили судебные заседания и совершались
всякого рода сделки, устраивались политические собрания, в них, наконец, укрывались от дождя и солнечного зноя.
С начала II в. победители украшают город триумфальными арками, представлявшими собой декоративное применение сводчатой конструкции.Громадное влияние па римскую архитектуру эпохи завоеваний оказали эллинистические конструкции. Хотя план зданий сохраняет прежние этрусско-италийские черты, однако под влиянием эллинистической практики совершенствуется кладка и особенно сказываются новые веяния на облицовке и украшении зданий.
Все три греческих архитектурных стиля — дорический, ионический и коринфский — используются римскими архитекторами, но предпочтение оказывается коринфскому ордеру как наиболее декоративному. Сочетание этрусско-италийского плана и римской кладки с эллинистическими украшениями можно проследить на примере римских храмов, созданных в эту эпоху. Они построены были в различных районах Рима, были невелики по своим размерам, уступая в этом отношении старинному Капитолийскому храму, и искусно декорированы в эллинистическом духе.Об успехах римской архитектуры можно судить по тому, что в 174 г. Антиох IV вызвал римского архитектора Коссутия, чтобы завершить в Афинах работы по перестройке Олимпейона.
Сравнительно рано появились в Риме и скульптурные изображения.
Исконные римские божества, правда, безличны, и древняя римская религия далека от ярко выраженного антропоморфизма, свойственного, например, греческим религиозным представлениям, но и здесь сказались влияния более развитых народов. В Капитолийском храме стояла раскрашенная терракотовая статуя Юпитера, и во всех построенных позднее храмах помещаются изображения божеств и героев, созданных по этрусским или греческим образцам.
Н.А. Машкин