Быт и нравы римского общества в I в. до н. э. Религия.

      Бурные события II и I вв. до н. э. не приостановили того культурного движения, какое началось в эпоху борьбы Рима за гегемонию в Средиземноморье. В последнее столетие Республики и в первый век Империи завершается синтез старинных италийских культурных основ и тех многообразных течении, какие шли из развитых эллинистических стран.

      Главными носителями новых культурных течений были представители высших слоев римского общества.

      Источники дают сведения о жизни, взглядах и настроениях привилегированных групп населении. Что же касается культурного уровня и культурных запросов римской бедноты и средних слоев, а также жителей италийских муниципием, то их крайне мало. Роскошь господствующих классов и нищета малоимущих слоев населения достигли и эту эпоху крайних приделов. Непомерные траты нередко вели представителей аристократии к разорению, продажность нобилей (особенно молодых) толкала их на всевозможные политические авантюры.

      Семья

      В течение многих веков римское общество сохраняло определённые черты патриархального уклада. Однако изменившиеся социальные и экономические условия, влияние греческих обычаев и эллинистических культурных течений действовали разлагающе, и крепкая семья оставалась скорее социальным идеалом, чем достоянием действительности.


      При заключении браков большую роль играли политические мотивы и финансовые расчёты. Обычным явлением были разводы. Самые широкие размеры приняла в это время проституция. Любовные приключения дам высшего общества были общеизвестны и лишь в исключительных случаях (как, например, свидание жены Цезаря с переодетым в женский костюм Клодием во время праздника в честь Доброй богини) привлекали всеобщее внимание.

      Изменилось положение римских женщин высшего круга. Они приобрели большую самостоятельность в семейной жизни, а также в распоряжении своим имуществом. Многие из них получили солидное образование, а про некоторых известно, что они играли определённую роль в политической жизни. Положительно отзываются античные авторы о Корнелии, дочери Сципиона Старшего и матери Гракхов.

      Дочь Гая Гракха Семпрония была причастна к движению катилинариев. Сервилия, мать Марка Юния Брута, воодушевляла своего сына на борьбу с цезарианцами. Порция, дочь Катона Младшего и жена Марка Юния Брута, также принимала участие в политике. Она не перенесла смерти своего мужа и покончила самоубийством свою жизнь. Фульвия, жена Марка Антония, руководила движением, завершившимся Перузинской войной. Эмансипация женщин имела и отрицательные стороны. В речах и письмах Цицерона, например, нередко упоминается Клодия, сестра Клодия, трибуна 58 г., прославившаяся своими похождениями и подозревавшаяся даже в преступлении уголовного характера (в отравлении мужа).

      Раздоры между родителями и детьми были обычны. Надежда на богатое наследство заставляла детей желать скорой смерти своих родителей. Особенно много примеров в этом отношении даёт история проскрипций 43 гг.

      Разложение патриархальной семейной жизни вызывало протест со стороны консервативно настроенных представителей аристократии. Некоторые из них были убеждены, что строгими законами можно вернуть старые патриархальные нравы и исправить тем самым современное им общество. Саллюстий, например, критикует существующие порядки и предлагает Цезарю провести ряд реформ, которые должны восстановить нравы раннереспубликанского периода, представлявшиеся ему идеальными.

      Общественная жизнь того времени полна разительных противоречий. Мы можем указать немало случаев продажности и измены политическим убеждениям, а также примеров проявления истинного самопожертвования и героизма.

      Религия в конце Республиканского периода.

      Эти противоречия характерны и для духовной жизни высшего класса римского общества той эпохи. В официальной римской религии с конца III в. до н. э. не произошло каких-либо существенных изменений.


      Справлялись традиционные праздники, каждый акт политической жизни сопровождался жертвоприношениями и ауспициями, в честь новых побед справлялись пышные многодневные торжества. Тем не менее традиционная религия не играла прежней роли. Среди образованных римлян было немало рационалистов и скептиков, которые хотя и интересовались национальной религией и изучали её, но далеки были от искренней веры. В меньшей степени затронуты были рационализмом и скептицизмом семейные культы, но и они выполнялись скорее по традиции, нежели по искреннему убеждению.

      Связь с эллинистическим Востоком способствовала проникновению в Рим разнообразных мистических культов.

      Греко-фракийский культ Диониса, египетский культ Изиды и Сераписа, культы малоазийской Ма-Белонны, фригийской Великой богини и даже иудейского Ягве находили немало почитателей среди различных слоев общества. Новые культы приносили с собой побывавшие в дальних странах солдаты, купцы и всякого рода «негоциаторы»; большую роль играли в этом отношении рабы. Вместе с ними восточные верования проникали даже в дома знатных римлян; отпущенные на волю уроженцы эллинистического Востока растворялись среди городского плебса и распространяли свои религиозные взгляды среди римской бедноты.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *