История

Религиозная политика Диоклетиана

      Во второй части эдикта содержится длиннейший перечень всякого рода предметов потребления и самых разнообразных товаров с указанном максимальных цен. Предусмотрена также оплата различных видов труда, начиная с подёнщика и кончая гонораром архитектора и адвоката.

      Отношение к традиционной римской религии

      В историографии давалась различная оценка эдикту Диоклетиана. Моммзен называл это мероприятие административным безумием (gouvernementaler Wahnsinn). Современные исследователи указывают, что регулирование цен имело определённые основания.

      В распоряжении правительства имелись огромнейшие запасы продуктов, поступавшие, с одной стороны, из императорских поместий, а с другой — в виде налогов: в ведении государства находились большие мастерские, которые выпускали много всякого рода изделий, и, таким образом, правительство могло выбрасывать на рынок определённое количество товаров и тем самым регулировать цены.

      Цены, указанные в эдикте, значительно выше тех, какие известны из литературных памятников, и относятся к эпохе, предшествующей кризису III в. Но они значительно ниже современных эдикту египетских цен, известных на основании папирологических данных. Цены же в Египте отличались всегда сравнительной дешевизной. Это показывает, что цепы установлены были законодателем произвольно; они были едиными для всей Империи, не учитывались в эдикте особенности районов, удобство путей сообщения и иные местные условия.

      В результате всего этого эдикт не имел особых практических следствий, и вскоре после издания он перестал, повидимому, соблюдаться.

      В политической системе, установленной Диоклетианом, религиозному вопросу уделялось большое внимание. Диоклетиан подобно Августу выступил в качестве восстановителя старой римской религии, но вместе с тем, подобно тому как это было в восточных монархиях, было подчёркнуто божественное происхождение императорской власти. Юпитер Всеблагой Величайший (Jupiter Optimus Maximus) считался главным покровителем императора и источником высшей власти его над миром.

      Диоклетиан носил титул Иовия (Iovius — происходящий от Юпитера), а Максимиан — Геркулия (HercuHus — происходящий от Геркулеса). Титулы эти подчёркивали религиозную санкцию императорской власти. Традиционному римскому культу уделялось снова большое внимание. Известное пассивное сопротивление своей религиозной политике Диоклетиан встречал со стороны христианской церкви. Христианство пользовалось терпимостью в последние десятилетия III в., и в первый период правления Диоклетиана даже его жена и дочь, а также некоторые видные придворные исповедывалн христианскую веру.

      Гонение на христиан

      Христианство широко распространилось в различных слоях римского общества и продолжало оставаться в существе своём учением оппозиционным по отпошению к Империи. Особенно опасным было распространение его в армии. Христианские источники приводят ряд примеров, когда солдаты отказывались воздавать религиозные почести императорам. Жречество, авторитет которого старался поднять Диоклетиан, настраивало его против христиан. В этом же смысле влиял на него и соправитель его на Востоке Галерий. В 303 и 304 гг. были объявлены четыре эдикта против христиан.

      Это было самое жестокое гонение. Особенной жестокостью отличались меры против христиан на Востоке, в тех областях, которые находились под властью Галерия и самого Диоклетиана.

      Внешняя политика Диоклетиана

      Военные реформы Диоклетиана имели в виду прежде всего защиту границ Империи. Борьба с наступающими варварами велась в течение всего периода правления Диоклетиана. Вскоре после своего прихода к власти Диоклетиан воевал с аламанами. Максимиан после подавления движения багаудов вёл войны с германскими племенами — аламанами, франками и бургундами. Римляие при этом широко пользовалясь теми междоусобиями, какие происходили среди германских племён.

      Борьба с северными варварами затруднялась тем, что римский полководец Караузий объявил себя императором и занял Британию. Римским правителям пришлось даже признать его власть, и только после смерти самого Караузия преемник его был устранён Констанцией Хлором, который после возведения его в сан цезаря деятельно охранял северо-западную границу и воевал с франками.

      Максимиану пришлось вести войну в Африке, где также появился узурпатор и наступали мавретанские племена. Галерий воевал на Дунае с карпами и языгами. В результате многолетних войн Диоклетиапу и его соправителям удалось восстановить и укрепить границу в северной части Империи.

      Диоклетиану же пришлось вести войну в Египте, на который наступали южные народы и где утвердился в то время узурпатор Ахиллес. После замирения Египта Диоклетиан совместно с Галерием совершил поход иротив персов, которые заняли Армению и вторглись в Месопотамию. Галерий сначала потерпел поражение, но затем персы были разбиты, и по заключённому с ними миру были расширены границы Армении и упрочено господство римлян в Месопотамии.

назад Н.А. Машкин дальше

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Комментировать

1...

copyright Timofeev Gleb © 2010-2017