История

Римская литература и философия

      Из получивших известность поэтических произведений того времени следует назвать поэму Лукана (39—65 гг.) «Фарсалия». Он был родом из Испании и приходился племянником философу Сенеке. Первоначально Лукан был в числе друзей Нерона, но в 65 г. н. э. он принял участие в заговоре Пизона и после провала заговора был вынужден покончить самоубийством. Сюжет «Фарсалии» — война между Помпеем и Цезарем.

      «Фарсалия» Лукана

      Сюжет поэмы и симпатии автора отражают близость его к сенаторским оппозиционным кругам. Автор осуждал гражданскую войну, которая определялась им как преступление.

      Главный герой его произведения — Свобода (Libertas). Цезарь изображался человеком жестоким и кровожадным, Помпей, наоборот, являлся воплощением благородства. Но больше всех прославлялся Катон Младший, который, по мнению Лукана, достоин того, чтобы в честь его воздвигались алтари.

      Поэма «Фарсалия» написана под влиянием «Энеиды» Вергилия, которую Лукан хотел затмить, претендуя на бессмертие своего произведения. В «Фарсалии» ещё больше, чем в «Энеиде», чувствуется влияние риторики, и особенно сказывалось это в многословных речах действующих лиц и в отступлениях автора. Наряду с этим в поэме есть живые сцены, а описания всяких расправ, убийств и т. д. отличаются крайним натурализмом.

      «Сатирикон»

      Ко времени Нерона относится и одно из немногочисленных произведений художественной латинской прозы, «Сатирикон», приписываемый Петронию, аристократу и близкому ко двору Нерона человеку. Петрония оклеветал всемогущий префект претория Тигеллин, и он, не ожидая процесса, покончил жизнь самоубийством.

      Главные действующие лица «Сатирикона» — мелкие авантюристы, путешествующие по Италии. Большое место в дошедших до нас отрывках уделено пиру Тримальхиона — богатого вольноотпущенника, типичного выскочки, стремящегося пышностью обстановки и пиров подражать аристократии. Фигура Тримальхиона, так же как и его гостей, дана в пародийном плане, но в описании пира немало реалистических черт.

      Произведение носит сатирический характер, а по своему жанру напоминает авантюрный роман нового времени. Характерной чертой его является прекрасное знание италийской жизни. Роман написан правильным классическим языком, но автор часто вставляет простонародные слова и выражения. «Сатирикон» поэтому имеет большое значение для изучения так называемой вульгарной латыни.

      Из писателей последующего времени наибольшую известность приобрели два поэта — Марциал и Ювенал.

      Марциал

      Марк Валерий Мардиал (около 40—104 гг.), уроженец Испании, получил на родине риторическое образование и прибил в Рим ещё во времена Нерона. В своих произведениях он не раз возвращается к описанию жизни бедняка-поэта, питающегося подачками богачей, зависящего от своих патронов, среди которых оказываются люди высокомерные, скупые и бессердечные. Не щадит Марциал и клиентов, ждущих милостей от своих покровителей.

      Его эпиграммы, короткие и меткие стихотворения, посвящены самым разнообразным явлениям повседневной жизни. Он противник риторики и излишнего увлечения мифологией, характерного для других современных ему поэтов. Марциал пишет: То лишь читай, о чём жизнь может промолвить: «Моё». Здесь ни Кентавров, ни Гарпий с Горгонами ты не отыщешь, о человеке одном наши страницы твердят.

      Перед читателем Марциала проходят различные типы космополитической столицы: патроны и клиенты, паразиты и надоедливые люди, искатели наследств и отравители, неверные мужья и жёны, любовницы, пьяницы, щеголи, различные дельцы, врачи-шарлатаны, неудачливые поэты и дилетанты, кредиторы и должники.

      Ювенал

      О жизни Децима Юния Ювенала известно мало. Родился он в италийском городе Аквине во второй половине I в. н. э., получил риторическое образование; писательская деятельность его протекала во времена Траяна и Адриана. Ювенал заслужил славу одного из непримиримых и суровых сатириков.

      Осуждение современных ему нравов граничит у Ювеналас полным пессимизмом. Сохранившиеся 16 сатир касались различных сторон римской жизни. Он затрагивал ту же тему, что и Марциал, когда писал о том, как трудно честному и талантливому человеку найти патронов, которые воздали бы ему по заслугам, а также об унизительном положении клиентов. Одна из сатир посвящена порокам римских женщин. Ювенал осмеивает пороки знатных людей, их тщеславие, хвастовство отдалёнными предками.

      Вместе с тем поэт даёт картины жизни низших классов римского общества, полной горя и нищеты. Ювенал нигде не называл имён своих современников. Он издевался над Домицианом, но никогда не упоминал имён правящих императоров.

      Все произведения егэ написаны под сильным влиянием риторики. Отсюда некоторая монотонность, однообразная приподнятость, характерная для всех его сатир. Несомненно, суждения его страдают преувеличением.

      Ювенала ценили в древности, его переводили и ему подражали поэты нового времени. Некоторые его выражения приобрели всеобщую известность, стали афоризмами, таковы: «Mens sana in corpore sano» (Здоровый дух в здоровом теле), «Раnет et circenses» (Хлеба и зрелищ) и другие.

      Со времён Адриана римская литература переживала явный упадок. В ней не было ничего творческого. Писатели не шли далее подражания. Всё большее значение среди лиц, писавших на латинском языке, приобретали провинциалы.

назад Н.А. Машкин дальше

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Комментировать

1...

copyright Timofeev Gleb © 2010-2017