История

Иудейская война 66—71 годы

      После смерти Ирода Агриппы Иудея, вошедшая в состав провинции Сирии, управлялась римскими прокураторами, но римское правительство считалось с религиозными традициями иудеев. Они были освобождены от военной службы и не участвовали в культе императора.

      В Иерусалимском храме происходили традиционные богослужения; синедрион (высшее иудейское религиозно-политическое учреждение) сохранял значение и занимал почётное положение. Несмотря на это, между римскими властями и населением почти никогда не прекращались конфликты, возникавшие по самым разнообразным поводам.

      Население Иудеи, как и других провинций, страдало от поборов, главная тяжесть которых падала на крестьянство; жители провинции тяготились чужеземным гнётом и опасались за свободу своей религии, отличавшейся исключительностью и не допускавшей вмешательства иноверцев, тем более что далеко не всегда римские правители (прокураторы) и квартировавшие в Иудее солдаты считались с религиозными привилегиями иудейства.

      В самой Иудее не прекращалась внутренняя борьба, которая отражала социальное расслоение иудейского населения. Главные иудейские политические группировки возникли ещё в до-римскую эпоху; традиционные разногласия между ними усугубились различным отношением к римскому господству. Римляне опирались на сторонников династии Ирода — саддукеев, партию высшего иудейского духовенства, видные представители которого были крупными землевладельцами. Саддукеи не пользовались популярностью среди широких масс населения.

      Ещё в 1в. до н. э. в Иудее большое значение приобрели так называемые фарисеи— ревнители строгого соблюдения обрядов и ритуальной чистоты. Фарисеи пользовались известной популярностью среди высших и средних слоев городского населения и относились отрицательно к крестьянству. Наряду с этими группировками были и другие течения, которые приобрели особенное значение в ходе восстаний.

      Возмущение началось в городе Кесарии, после того как иудеи были устранены от участия в городском самоуправлении. Это привело к вооружённому столкновению между эллинизированным населением города, которое поддерживали власти, и иудеями; в результате последние покинули Кесарию.

      В ответ на это началось восстание в Иерусалиме, возникновению которого немало способствовали злоупотребления прокуратора Иудеи Гессия Флора. Римский гарнизон был перебит. Наместник Сирии Гай Цестий Галл попытался занять Иерусалим, но потерпел поражение, после чего восстание распространилось по всей Иудее.

      Ход военных действий

      Положение становилось угрожающим. Нерону пришлось направить в Иудею новые войска под командой Флавия Веспасиана. Римская армия встретила упорное сопротивление, хотя восставшие занимали не наступательную, а оборонительную позицию. Многие из фарисеев, напуганные размахом восстания, шли на капитуляцию перед Римом. Так, например, изменил восставшим и перешёл на сторону римлян военачальник Иосиф, известный впоследствии как историк Иосиф Флавий. Веспасиан успешно вёл войну, и, когда пришло известие о смерти Нерона, оставались не завоёванными лишь город Иерусалим и несколько крепостей.

      Осада Иерусалима

      В самом Иерусалиме происходила борьба между различными группами восставших, которые устранили высшее духовенство и избрали новых первосвященников. Фарисеи, пользовавшиеся вначале влиянием, готовы были пойти на соглашение с римлянами. Большое значение приобрели представители демократических групп — зелоты, которые имели своих сторонников среди мелких торговцев, ремесленников и крестьян, и викарии — выходцы из рабов и разорившихся крестьян, составлявшие радикальную группу.

      Фарисеи, стоявшие вначале у власти, были смещены. Руководители крайних групп, зелоты и викарии, провели радикальные реформы и организовали оборону. Рабам предоставлена была свобода, первосвященник был избран по жребию; храм превращен в крепость. Главными руководителями восстания были Иоанн из Гискалы, Элеазар и Симон, сын Гиоры. Между вождями происходила борьба, но тем не менее они продолжали вместе бороться с римлянами. В городе нехватало продуктов, население голодало, но героически выдерживало осаду.

      После того как Веспасиан провозглашён был императором, он передал командование своему сыну Титу, который продолжал осаду Иерусалима.

      Победа римлян

      Римлянам с большим напряжением удалось взять городские стены, но храм оставался неприступной крепостью. Тогда были сожжены его галлереи, а затем был предан огню и сам храм. После этого в течение месяца происходила борьба на улицах города, закончившаяся лишь в сентябре 70 г. Храм был разрушен и сравнён с землёй. В 71 г. Веспасиан и Тит справили совместный триумф по поводу победы над иудеями.

назад Н.А. Машкин дальше

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Комментировать

1...

copyright Timofeev Gleb © 2010-2017