История

Многозвучность искусства и литературы XX в

       Пабло Пикассо (1881—1937) олицетворял культуру нового столетия. С начала XX в. в творчестве художника происходит перелом. П. Пикассо хочет “изобразить мир таким, каким его мыслит”.

      Творчество кубистов было направлено на то, чтобы зритель видел в природе цилиндр, шар, конус. Практически кубизм выражался в том, что картины конструировались с помощью простых геометрических форм. “Натура лишь переводится в живопись знаками”,—говорил Пикассо. Пикассо и его последователи отказываются от линейной перспективы. Показывают предмет одновременно с нескольких сторон, положений. Плоскости странным образом пересекаются, “наезжают” друг на друга, изображение напоминает геометрические фигуры — куб, конус, шар.

      В 20-х годах модным течением в живописи был абстракционизм (беспредметная живопись). Абстракционисты, лидером которых был эмигрировавший из России художник Василий Кандинский (1866— 1944), вообще отказались от изображений с сюжетами реальной жизни. Художественные полотна абстракционистов, нарисованные объекты или явления ничем не должны были напоминать свой прообраз. Задача абстрактной живописи — цвет ради цвета и чистые элементы композиции.

      Авангардистским направлением в художественной культуре XX в. был сюрреализм (фр. — сверхреализм), ярким представителем которого был Сальвадор Дали. В обыденном понимании сюрреализм трактовался как что-то фантастическое, эксцентрическое, безумное. Внешним же проявлением являются своеобразная игра с предметом, выделение его из естественной среды, соединение разнородных элементов, создание одной формы из другой. Жанровая чистота совершенно не соблюдается.

      Модернизм в литературе. Крупнейшими представителями модернистской литературы 20-х годов были немец Марсель Пруст, австриец Франц Кафка и ирландец Джеймс Джойс.

      Главное произведение Пруста — серия романов “В поисках утраченного времени”, которые принесли автору известность в 20-х годах XX столетия. М. Пруст сосредоточил свое внимание на изучении индивидуального сознания и субъективного мировосприятия своих героев. Не занимаясь крупными общественными проблемами, он с большим художественным мастерством воспроизводил стихийный и аналогичный “поток сознания” своих персонажей. В романах и рассказах Франца Кафки исчезает и другой атрибут реалистического романа — характер.

      Многозвучность искусства и литературы XX в. Искусство и литература не замкнулись на вышеперечисленных течениях общественного сознания. Наряду с модернистами продолжала работать блестящая плеяда писателей реалистического течения. Многие выдающиеся художники XX в. одинаково владели приемами авангарда и реализма. Творчество Л. Арагона и Р. Роллана — яркий пример реалистического восприятия общественного сознания.

      Призывая бороться за социалистический реализм, Л. Арагон написал ряд произведений (поэмы “Красный фронт”, “Ура! Урал”, романы “Базельские колокола”, “Богатые кварталы”), где воспевались пролетарская революция и социалистические идеалы, показывалось развитие рабочего и социалистического движения. Р. Роллан в период Народного фронта создал роман “Очарованная душа” и драму “Робеспьер”. В этих произведениях он показал народ как главную силу истории, раскрыл тему революционного и антифашистского движения среди интеллигенции.

назад дальше

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Комментировать

1...

copyright Timofeev Gleb © 2010-2017