История

Цензура Аппия Клавдия, Закон Гортензия, Комиции

     Большую роль сыграла деятельность цензора 312 г. Аппия Клавдия. Он построил первую дорогу (via Appia), соединившую Рим с Капуей и имевшую большое значение в борьбе с самнитами.
РИС 25 Монета (двойной статер) из Фурий с изображением Афины и быка
     Он же соорудил первый водопровод, доставлявший в Рим питьевую воду. Аппий Клавдий находился во вражде с Фабиями, игравшими тогда большую роль в политической жизни Рима. Не был он в согласии и с некоторыми представителями плебса, например, с знаменитым полководцем Манием Курнем Дентатом.

     Аппий Клавдий покровительствовал вольноотпущенникам и городским плебеям и, повидимому, защищал интересы торгово-ростовщических кругов. В противовес старой аристократии в качестве цензора Аппий Клавдий включил в сенат лиц, родители которых были вольноотпущенниками; кроме того, он разрешил неимущим гражданам приписываться не только к городским, но и к сельским трибам.

     Этим создавались благоприятные условия для вольноотпущенников, которые, не владея земельной собственностью, могли быть записаны в любую трибу и получали, таким образом, возможность влиять на решения народных собраний.

     На основании этого можно сказать, что денежный ценз фактически приравнивался к земельному. Вполне возможно, что к этому времени относится окончательная редакция так называемой Сервиевой конституции.

     Аппию Клавдию приписывается и ряд других мероприятий. Он совершенствовал латинский алфавит, превратил культ Геркулеса из частного в общеримский, был одним из основателей правоведения. Когда Пирр отправил своего посла в Рим с целью склонить сенат к миру, престарелый и потерявший зрение Аппий Клавдий произнёс речь, после которой сенат отверг мирные предложения эпирского царя.

     Эта речь Клавдия была известна ещё Цицерону и являлась одним из первых образцов римского политического красноречия.

     В 304 г. эдил Глей Флавий, сын вольноотпущенника, находившийся под покровительством Клавдия, опубликовал судебные формулы (legis actioncs) и обнародовал календарь. Мера эта была направлена против понтификов, которые считались единственными знатоками и толкователями права и в ведении которых находился календарь со сложной системой присутственных и неприсутственных дней. К началу IV в. плебеям стали доступны все должности, а в 300 г. был принят закон братьев Огулъниев, по которому плебеи допускались в коллегию понтификов и авгуров.

     Закон Гортензия

     В 287 г. политическая борьба в Риме снова обострилась. Восставшие плебеи выселились на Яникул (холм на правой стороне Тибра). Избранный диктатором Квинт Гортензий провёл закон, по которому решения плебеев по трибам получали силу закона и не нуждались в одобрении (auctoritas) сената.

     Государственный строй Рима к началу III в. Политическая история V—IV века характеризуется укреплением республиканского строя и борьбой плебеев за его демократизацию.

     Но, несмотря на успехи плебса, государственный строй в основе своей продолжал оставаться аристократическим. Римская община имела три вида народных собраний.

     Комиции

     Комиции потеряли своё значение ещё к началу Республики. За ними сохранялось разрешение лишь некоторых вопросов семейного права, как то: усыновление, утверждение завещаний и сводившийся к чистой формальности обряд наделения высшей властью (imperium) магистратов.

     В конце Республики для этой церемонии членов куриатных комиции заменяют три авгура с тридцатью ликторами, вероятно представляющими курии.

     Центуриатные комиции, созывавшиеся высшими магистратами (консулами, диктаторами, преторами), продолжали собираться по центуриям, как это было установлено реформой Сервия Туллия. В раннюю эпоху военная организация совпадала с политической. Впоследствии это положение сохранялось в качестве пережитка.

     Собрание по центуриям созывалось за чертой города, на Марсовом поле. Граждане собирались на рассвете; первоначально все они были вооружены. Голосование происходило по центуриям, причём каждая центурия имела один голос. Решение центуриатных комиции было законом (lex), который входил в силу лишь после формального одобрения его сенатом (auctoritas patrum).

     После издания закона Гортензия законодательная деятельность отходит постепенно к трибутным комициям, и только вопросы войны и мира рассматривались всегда центуриатными комициями. Решающее значение в этих комициях по сервианскому устройству имели граждане с высоким имущественным цензом.

     С середины V в. приобрели значение собрания по трибам — трибутные комиции (comitia tributa). Первоначально в них участвовали только плебеи, собиравшиеся по трибам для выбора плебейских магистратов.

     Впоследствии наряду с плебейскими собраниями (concilia plebis) созывались по трибам собрания всех граждан. В древности трибутные комиции избирали лишь низших магистратов, но с течением времени их роль в законодательной деятельности Республики увеличилась.

     После ряда законов, последний из которых был проведён Гортензией в 287 г. было установлено, что решения плебса по трибам имеют силу закона, т. е. приравниваются к постановлениям центуриатных комиции. Трибутные комиции собирались в разных местах: на Форуме, на Капитолии, иногда за городом. В конце Республики для выборов магистратов они происходили на Марсовом поле.

     Созывали и председательствовали на них курульные магистраты (консул, диктатор, претор, курульный эдил) или же плебейские магистраты (народный трибун, плебейский эдил).

     В первом случае собрания назывались comitia tributa, во втором — concilia plebis. Голосование проходило по трибам. Во внимание принимался голос отдельной трибы. Если за предложение высказывалось большинство триб, оно становилось законом. Вначале решение называлось plebiscitum, впоследствии — lex plebeive scitum или просто lex.

     На народных собраниях происходили выборы магистратов и разрешались лишь важнейшие вопросы. Порядок проведения заседаний исключал возможность всестороннего обсуждения вопросов.

     Сфера компетенций различных видов народного собрания не была точно разграничена. Благодаря этому непосредственное влияние народа на политическую жизнь было ограничено.

     Римские граждане в сущности были лишены политической инициативы, ибо на народных собраниях решали только те вопросы, которые поднимали собравшие их магистраты. Вопросы текущей политической жизни разрешались магистратами и сенатом.

назад Н.А. Машкин 1949 год дальше

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Комментировать

1...

copyright Timofeev Gleb © 2010-2017