Работы по истории Рима в 20-х годах XX в.

      С 20-х годов XX в. Начинают выходить коллективные издания, ставящие своей целью дать всю историю человечества.

      Таково французское издание «Эволюция человечества», состоящее из ряда выпусков, содержащих очерки по определенным областям культуры. Из работ, посвященных Риму, следует отметить труд Гренъе «Римский гений» (обзор римской культуры с древнейших времён до Августа), очерк политического строя Рима, принадлежащий Омо, и работу Ло, посвященную концу Римской империи. В них даны удачные обобщения новых данных, но читатель напрасно стал бы искать новых и оригинальных точек зрения. Довольно полно представлена римская история во «Всеобщей истории» Глотца. Основное направление «Всеобщей истории» Глотца — позитивистско-либеральное. Имеют значение отдельные выводы и обобщения, а не всё собрание в целом.


      Большее значение, чем «Всеобщая история» Глотца, имеет английская «Кэмбриджская древняя история». Изложение римской истории начинается с седьмого тома, где она даётся вместе с историей эллинистических стран. Целиком Риму посвящены тома девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый.

      И в этом издании читатель не найдёт единой точки зрения, но многие разделы написаны лучшими специалистами и основаны на новом материале. Особенно выделяются работы Ласта, относящиеся к ранней римской истории. В вопросе о достоверности римской традиции Лэст, учитывающий и критические исследования и археологические открытия, решительно расходится с.Пайсом и считает даже возможным говорить о достоверности имён последних римских царей. Удачны главы французского учёного Олло о внешней политике Рима в III и II вв. до н. э., статьи Эдкока о Цезаре и, наконец, обзоры провинциальной жизни в двух последних томах.

      Коллективное издание «An Economic Survey of Ancient Rome» (Baltimore — Oxford 1933—1940), вышедшее под редакцией Т. Франка, представляет собой подбор документов, а также собрание исследований по вопросам экономической истории Рима, главным образом времён Империи.

      В Германии после прихода к власти фашистов историческая литература была наводнена различными книжками по древней истории, в которых фальсифицировалась история древнего Рима.

      Нет оснований говорить о какой-то единой концепции фашистской историографии, опиравшейся на источники и дававшей научное обоснование тем или иным положениям. История древнего мира была поставлена фашистскими главарями на службу пропаганде нацизма и должна была обосновать их реакционные и агрессивные планы. Особое внимание было обращено на расу и расовый вопрос. Развитие италийской культуры рассматривалось как результат появления в пределах Италии «высшей» арийской расы, особая роль отводилась римлянам. Социально-экономические вопросы считались второстепенными, а некоторые фашистские «историки отрицали даже наличие социальных мотивов в борьбе патрициев и плебеев, сводя её к борьбе политической и племенной. Смешение с другими народами, по утверждению фашистских авторов, привело к утрате «расовой чистоты», сделало римлян «неполноценными» и содействовало завоеванию Рима германцами.

      Это завоевание рассматривалось фашистскими авторами как обновление Западной Европы «чистокровными» германцами. История войн отрывалась от истории социальной и рассматривалась как «победоносное шествие народа-завоевателя».

      История римской внешней политики вопреки современным исследованиям рассматривалась как планомерное осуществление идеи мирового господства. Возвышение отдельных деятелей ставилось в зависимость не от политической и социальной обстановки, а от их расового типа.

      Фашистскими авторами превозносится римская дисциплинированность, любовь к субординации и отрицается способность римлян к самостоятельному творчеству в области культуры.

      Синтез того и другого считается уделом лишь германских племён. Эта шовинистическая точка зрения выражалась ещё Моммзеном, но в фашистской литературе она была утрирована до крайности.

      Всё внимание фашистских «историков» было направлено, таким образом, не на познание истории, а на её фальсификацию.

      Фальсифицировалась римская история и итальянскими фашистами, рассматривавшими историю Италии в новое и новейшее время как продолжение истории древнего Рима. Свои империалистические притязания итальянские фашисты оправдывали примерами из истории Римской империи.

      Лучшие немецкие и итальянские учёные покинули пределы Германии и Италии. Так, например, поступил крупнейший исследователь по вопросам религиозной истории античного мира Эдуард Норден, давший в последнее время научные исследования по римской религии. В эмиграции умер Г. Ферреро.

      «При рабовладельческом строе основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства — раба, которого может рабовладелец продать, купить, убить, как скотину.


      Такие производственные отношения в основном соответствуют состоянию производительных сил в этот период. Вместо каменных орудий теперь люди имели в своем распоряжении металлические орудия, вместо нищенского и примитивного охотничьего хозяйства, не знавшего ни скотоводства, ни земледелия, появились скотоводство, земледелие, ремесла, разделение труда между этими отраслями производства, появилась возможность обмена продуктов между отдельными лицами и обществами, возможность накопления богатства в руках немногих, действительное накопление средств производства в руках меньшинства, возможность подчинения большинства меньшинством и превращения членов большинства в рабов.

      Здесь нет уже общего и свободного труда, всех членов общества в процессе производства, — здесь господствует принудительный труд рабов, эксплоатируемых нетрудящимися рабовладельцами. Нет поэтому и общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Ее заменяет частная собственность. Здесь рабовладелец является первым и основным полноценным собственником»

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *