Германская историография

      Модернизм 80-х и 90-х годов получает широкое распространение особенно в германской историографии. Наиболее характерно это для Роберта Шлъмана (1852—1914 гг.). В 1893—1901 гг. вышла его «История античного социализма и коммунизма». Пёльман утверждает в ней, что искони существовала частная собственность; развитие экономических и социальных отношений в Греции и Риме привело к установлению капитализма, вместе с которым в античном мире появились социализм и коммунизм.


      Классовая борьба приводит античное государство к упадку. Лишь стоящая над классами «социальная монархия» могла задержать гибель общества. Христианство заключало в себе коммунистические мотивы, и некоторые секты ставили чисто революционные цели; революционные потрясения погубили в конечном счёте Римскую империю и вызвали падение античного мира.

      Капитализм является для Пёльмана высшей стадией развития гибель капитализма означает гибель культуры. Национализм и консерватизм сказываются у Пёльмана ещё в большей степени, чем у Мейера. Однако работа его несомненно имела значение для изучения римской истории. Один из первых он дал систематическое исследование идеологии борющихся социальных групп в конце Римской республики.

      Его «Критическая история первых пяти веков римской истории» стала выходить в 1898 г. В ней он возвращается к тем вопросам, которые подняли де Бофор и Нибур. Пайс отрицает всякую достоверность традиции. Римляне, по его мнению, не знали исторических преданий; ничто не доказывает и существования частных римских летописей, и даже то, что нам известно о римских учреждениях, почерпнуто главным образом из источников I в. до н. э., которые не могут дать нам полного представления о древнем политическом строе. По поводу ранней традиции Пайс утверждает, что во многом повлияли на неё греческие исторические рассказы, оказала также воздействие и римская драма. Известие, например, о гибели 300 Фабиев под Вейями является не чем иным, как видоизменением сообщения Геродота о смерти 300 спартанцев под Фермопилами. Одним из приёмов, характерных для античных историков Рима, Пайс считает дубликацию. Выражалась она в том, что одно и то же сообщение с некоторыми вариациями повторялось под разными годами. Происходило это оттого, что близкое к ним событие античные авторы переносили в далёкое прошлое. Так, например, по образцу судебных формул, опубликованных Гнеем Флавием (конец IV в. до н. э.), были придуманы законы Двенадцати таблиц. Пайс также обращает внимание и на этиологические толкования различных имён и названий. Те имена, которые встречаются в ранней римской истории, имеют мало общего с достоверной историей.

      Это в большинстве случаев божества, мифы о которых смешались с реальной историей. Тарквиний былбожеством Тарпейскойскалы; рассказ о Кориолане изменённый миф о боге Марсе и пр. Лишь со времени Пирра можно говорить о подлинной римской истории. Некоторые критические замечания Пайса сохраняют научное значение, но в целом его скептицизм и гиперкритицизм отражают неверие в возможность путём систематического и подлинно научного изучения материала разрешить кардинальные вопросы ранней римской истории.


      Симптоматичной для конца XIX в. является работа Г. Ферреро «Величие и падение Рима». Труд этот, изданный в начале XX в., появился на многих европейских языках. Главное внимание автор уделил концу Римской республики. Он говорит о росте крупного землевладения, о пролетаризации населения, о деградации высшего сословия в связи с распространением неумерен ной роскоши. Но диалектический метод остался чуждым Ферреро. История для него — стихийный процесс. События в ней взаимно связаны, но развиваются независимо от воли их участников. Малое событие может привести к большим переменам, причём участники событий бессильны изменить их ход.

      Своеобразный фатализм у Ферреро сочетается с преклонением перед стихийностью. Ферреро даёт много ярких сцен и живых характеристик, но в них много субъективного, не основанного на документах. Модернизация в изображении римского прошлого сказывается у него ещё больше, чем у многих других историков. В работе «Величие и падение Рима» отравились колебания мелкой буржуазии в эпоху роста империализма и
пролетарского движения.

Н.А. Машкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *