История

работы различных историков на тему древнего рима

      Нич был по преимуществу также политическим историком, но он уделяет большое внимание и экономической истории, которая излагается в тесной связи с историей социальной. В центре внимания у Нича стоит история крестьянства. По его мнению, от положения крестьянства зависела сила римского государства. Если для Моммзена наибольший интерес представляет история Цезаря, то Нич главное своё внимание обращает на Гракхов. Мероприятия Гракхов, направленные к восстановлению крестьянского землевладения, должны были оздоровить государство, поражение политики Гракхов привело к усилению борьбы между «упрямым» нобилитетом и «безрассудными» комициями. Нич во многом расходился с Моммзеном, особенно в оценке Цезаря, отрицая организующее и созидающее значение его деятельности.

      Во Франции в период Второй империи римской истории уделялось большое внимание. Министр народного просвещения при Напо леоне III Дюрюи ещё в 1844 г. издал первые два тома своей «Римской истории». Не будучи исследователем, Дюрюи, однако, хорошо знал источники, а изложение его отличалось живостью. Долгое время сохраняли значение последние части его труда, посвященные Римской империи.

      В 1864 г. появилась книга Фюстель де Куланжа «Гражданская община античного мира». По своим философским воззрениям Фюстель де Куланж был позитивист, и его работа должна была показать зависимость общественного строя от человеческого мышления. Основой гражданской жизни в Греции и Риме была, по Фюстель де Куланжу, религия. Культ предков, средоточием которого был семейный очаг, являлся главным содержанием этой религии. Все общественные институты — семья, право, суд, собственность — вытекают из религии. Религия объясняет замкнутость родовых союзов, их обособленность и борьбу между ними. Патриотизм был для античного человека благочестием, а изгнание — отлучением от очага — центра семейной религии.

      Однако рядом с культом предков развиваются другие религиозные системы. Римская империя и христианство разрушили античную общину.

      Не приходится говорить об идеализме Фюстель де Куланжа и односторонности его системы, но нужно отметить, что он один из первых выступил против модернизма. В противовес распространённым отождествлениям явлений античной жизни с жизнью современной Фюстель де Куланж утверждал, что «в новые времена нет ничего похожего на Грецию и Рим, ничего похожего не может быть и в будущем». Строй мыслей античного человека иной, чем наш. Фюстель де Куланж пытался определить специфику античного города-государства, римскую религию он стремился связать с различными явлениями социальной жизни. В первых томах многотомного труда «История учреждений Франции»3 Фюстель де Куланж даёт историю римской Галлии. Это одна из первых попыток систематического обзора истории одной провинции в связи с общими вопросами истории Римской империи.

      Французскому историку Гастону Буассье принадлежит ряд работ по истории римской культуры. Наиболее ценным в нём является попытка охарактеризовать религиозную идеологию эпохи Империи. Во многих других своих сочинениях Буассье также касается истории Империи и стремится доказать, что императорский режим был прочным, а оппозиция ему была малодейственной.

      Рост буржуазной реакции находит своё отражение и в римской историографии. Делаются попытки примерами из истории античности доказать извечность капиталистических порядков, создаётся ряд идеалистических концепций по вопросу о развитии и гибели Рима.

      У некоторых историков научно прогрессивные представления причудливо переплетаются с реакционными и антинаучными построениями. Эти противоречия нужно иметь в виду при характеристике буржуазной историографии конца XIX в.

      Одним из важных вопросов, дебатировавшихся в исторической литературе, был общий вопрос о характере античного, в частности римского, хозяйства. Немецкий экономист Родберт (1805—1875 гг.) доказывал, что античное хозяйство было ойкосным (домашним), так как оно удовлетворяло лишь потребности владельца дома и его семьи.

      Взгляды Родбертуса развивал немецкий экономист Карл Бюхер (1847—1930 гг.). В его работе «Возникновение народного хозяйства» устанавливаются три стадии развития хозяйства:

      Ступень замкнутого домашнего хозяйства, когда предметы потребляются в том же хозяйстве, в каком они произведены.

      Ступень городского хозяйства, когда происходит непосредственный обмен между хозяйством производящим и хозяйством потребляющим.

      Ступень народного хозяйства, когда предметы, прежде чем они поступят к потребителю, проходят целый ряд посредствующих звеньев. В течение всех периодов античного мира и в эпоху раннего средневековья господствует, по Бюхеру, домашнее, или натуральное, хозяйство. Обмен — случайное явление; приобретаются лишь предметы роскоши. Деньги не являются всеобщим эквивалентом, а служат лишь средством сохранения сокровищ.

      Против Вюхера выступил один из видных историков древнего мира, Эдуард Мейер (1855—1930 гг.). В брошюре «Экономическое развитие древнего мира» он говорит, что античный мир пережил те же стадии развития, что и европейское общество, что в античном мире были свои средние века, своя эпоха расцвета капитализма и, наконец, время упадка, совпадающее с наступлением нового средневековья. Эпоху ранней Римской империи Эдуард Мейер считает эпохой капитализма, во времена же поздней Империи происходит возврат к натуральному хозяйству, «культура иссякает» и античный мир гибнет. «Этим заканчивается круговорот античного развития».

      Эдуард Мейер выступает, таким образом, сторонником цикличности в истории. В статье «Рабство в древности» он прямо доказывает, что нет принципиальной разницы между рабом и свободным рабочим, они отличаются лишь по своему юридическому положению. В работах Мейера модернизация истории возводится в принцип. Она служит реакционным целям — доказательству того, что капитализм является высшей ступенью человеческого развития, что гибель капитализма означает в то же самое время и падение культуры. Эдуарду Мейеру принадлежит ряд важных работ, посвященных общим и частным проблемам римской истории (о происхождении плебса, о Гракхах, о Помпее и Цезаре и др.).

назад Н.А. Машкин 1949 год дальше

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Комментировать

1...

copyright Timofeev Gleb © 2010-2017