История

популяризация римской истории

      Французская буржуазная революция способствовала популяризации римской истории. «В классически строгих преданиях римской республики борцы за буржуазное общество нашли идеалы и искусственные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии» «Герои, равно как партии и масса старой французской революции, — в римском костюмеи с римскими фразами осуществили дело своего времени, — они освободили от феодальных уз и возвели здание современного буржуазного общества».

      Работы французских исследователей по римской истории популяризировали мысли, высказанные в эпоху Просвещения.

      Новые направления в изучении римской истории относятся к началу XIX в., ко времени окончания войн Наполеона. Историки этого времени выступают против рационалистических общественных теорий XVIII в. Это — время романтизма, идеологического течения, которое нашло своё выражение главным образом в литературе, но оказало вместе с тем влияние и на развитие истории.

      Романтиков интересует прежде всего сам народ, самобытные его черты, нашедшие выражение в преданиях и быте. Государство и право для романтиков было продуктом исторического развития. Романтизм оказывает влияние и на развитие римской истории. Основателем нового течения в изучении раннего римского прошлого был БартольдТеорг Нибур (1776—1831 гг.).

      Сын путешественника-ориенталиста, Нибур родился в Копенгагене и провёл детство в Голштинии. Нибур не был учёным-профессионалом; он был практическим деятелем. В Дании он занимал должность секретаря министра финансов и директора Национального банка. В период войн с Наполеоном он был приглашён в Берлин, где -получил назначение по министерству финансов и вместе с тем стал читать лекции во вновь открытом Берлинском университете; после победы над Наполеоном Нибур был посланником в Риме, а с 1825 г. жил в Бонне и преподавал в университете.

      Жизнь в Голштинии познакомила Нибура со сложной системой аграрных отношений в этой области. Практическая деятельность способствовала расширению его политического горизонта. Главным произведением Нибура была его «Римская история». Выходить она начала ещё с 1811 г.но последний, третий, том её появился лишь после смерти автора. Труд этот остался незаконченным: изложение римской истории в нём доведено до конца первой Пунической войны.

      Нибур является основателем критического метода в изучении истории. Известия о ранних периодах римской истории он считает недостоверными. Но в отличие от скептиков XVII и XVIII вв. он не ограничивается этим признанием. Нибур считал, что историк должен установить, каким образом возникла традиция, и на основании этих изысканий восстановить истинный ход событий. В духе романтиков Нибур говорит о существовании римского эпоса. Он создавался и сохранялся, по его мнению, главным образом в знатных родах.

      С начала Республики у римлян появились частные летописи, а после галльского пожара жрецы стали вести «Великие летописи», послужившие основой для трудов анналистов. Таким образом, несмотря на недостоверность традиции, в ней заключается историческое ядро, которое может быть восстановлено. Нибур придаёт большое значение той этнографической почве, на которой вырос Рим.

      Он предлагает свою теорию
возникновения города из слияния разноплемённых общин, обосновывает теорию возникновения плебса в результате завоевания римскими царями латинских поселений. Большое значение придаёт Нибур этрусскому влиянию. Первых двух царей Нибур считает легендарными, что же касается рассказов о последних царях, то хотя в них много недостоверного, они всё же восходят к истинным событиям. Одно за другим разбирает Нибур известия, относящиеся к
республиканским временам, сопоставляя различные версии, стараясь отделить достоверное от недостоверного.

      Большую роль в построениях Нибура играет аналогия. Нибур широко привлекает и данные европейской истории и сведения о жизни отсталых народов, считая, что задачи историка не ограничиваются установлением фактов, он должен изучать быт народа. Нибур первый обратил внимание на то, что в древности в Риме, как и у других народов, существовал родовой строй.

      Род, по мнению Нибура, являлся искусственной организацией (группой семей). В этом определении немало ошибочного, но «первым историком, который имел хотя бы приблизительное представление о сущности рода, был Нибур, и этим, — но также и своими почерпнутыми прямо оттуда ошибками, — он обязан своему знакомству с дитмаршенскими родовыми общинами».

      Нужно заметить, что синтетические построения удавались Нибуру меньше, чем критический анализ источников, восстановление отдельных фактов и характеристика отдельных сторон социальной истории. Он не дал нового объяснения всего хода римской истории, но явился основателем критического метода в истории и тем самим оказал влияние на разработку не только римской истории, но и всех областей исторического знания.

      Нибур не создал школы в строгом смысле этого слова, но его идеи и метод были восприняты представителями передовой исторической мысли. Проблемы ранних периодов римской” истории становятся одними из наиболее актуальных в европейской историографии.

      Ближе других к Нибуру стоял Альберт Швеглер (1819—1857 гг.). В критике римской традиции особенное значение Швеглер придавал этиологическим мифам (это понятие впервые было введено им в науку), которые объясняли какие-нибудь обычаи или собственные имена, истинное значение которых было забыто.

      Взгляды Нибура оказали влияние и на развитие римской историографии в России. Интерес к римской истории пробуждается в России ещё в XVIII в. Академия наук выпускает ряд переводов произведений античных авторов и новых сочинений но римской истории. Много произведений переводится и в начале XIX в. Латинские авторы были хорошо известны русским поэтам начала XIX в. и оказали влияпие на их творчество. Влияние Нибура сказалось вначале не на историках Рима, а на русских историках (Каченовский, Полевой).

назад Н.А. Машкин 1949 год дальше

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Комментировать

1...

copyright Timofeev Gleb © 2010-2017